Ракетный инцидент в Польше дал понять, каким коллективный Запад видит запасной выход из российско-украинского конфликта, если на поле боя Москву не получится победить, пишет РИА Новости.
Во вторник, 15 ноября, киевский режим и его союзники начали подводить итоги самого мощного, по их словам, ракетного удара с начала специальной военной операции. Они заявили, что ВС РФ смогли не только поставить на грань уничтожения энергосистему второй по площади страны в Европе, но также поразили стратегическую цель за ее пределами — польский трактор под селом Пшеводув, в результате чего скончались два человека.
Это происшествие — а точнее реакция, последовавшая за ним — дает обильную пищу для размышлений.
Сперва о произошедшем сообщили польские СМИ. После этого власти заявили, что проводят консультации с НАТО о возможности введения в силу четвертой статьи основного договора Североатлантического альянса, которая предусматривает проведение консультаций, если одно из государств-участников блока считает, что ему грозит опасность.
Прямых обвинений в адрес России польское правительство старалось избегать, ограничившись скользкой формулировкой, согласно которой удар был нанесен «ракетой российского производства». Однако посла РФ Сергея Андреева все же вызвали в МИД Польши.
При этом в Киеве и Прибалтике виновника назначили тут же: им стала Москва.
Правда, ближе к утру среды выяснилось, что польский трактор не будет причиной начала третьей мировой войны. Президент США Джо Байден назвал запуск ракеты по Польше из РФ маловероятным. О непричастности Москвы также заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, а его польский коллега Анджей Дуда сказал: нет оснований полагать, что обстрел повторится.
Кроме того, в Варшаве заявили, что не видят необходимости в применении четвертой статьи. Киев при этом продолжал упорствовать, однако от призывов «поставить террориста на место», озвученных ранее, президент Владимир Зеленский перешел к иным — более осторожным формулировкам.
«У меня нет сомнений в том, что ракета, вызвавшая взрыв в Польше, была не украинской»,сказал он.
Но даже этого ему было мало, поэтому украинский лидер решил указать, кому, если что, держать ответ за «попадание в НАТО». По его словам, это была не украинская ракета или не украинский ракетный удар.
Правда, Польша в этой ситуации не упустила указать Киеву на его место: президент Дуда, говоря о расследовании инцидента, к которому просила доступ Украина, заявил, что это совместная процедура, которую проводят Польша и США.
Однако инцидент вряд ли станет поводом для прекращения помощи, оказываемой Украине коллективным Западом. Хотя, казалось бы, адекватные люди, видя, как работают ВСУ — то трактор взорвут, то на дом в Киеве ракету уронят, — задумаются, а стоит ли поставлять киевскому режиму новое оружие, но не в этом случае.
Произошедшее — внеплановое срабатывание стоп-крана, на который Соединенные Штаты и их сателлиты рассчитывают в случае, если дела на Украине пойдут совсем плохо — не для Киева, а для Вашингтона и его союзников.
Конечно, на этот раз события, скорее всего, развивались случайно, однако организовать аналогичную провокацию и не пытаться сразу купировать эскалацию, как это сейчас происходит, ничего не стоит. В этом случае Вашингтон искусственно окажется в положении, из которого есть два выхода: или действовать в рамках пятой статьи договора Североатлантического альянса, или пересматривать принципы работы НАТО. Проще говоря, выбирать придется между вовлечением в прямой конфликт с Россией и разрушением натовской системы безопасности.
Правда, есть и третий вариант: поиск дипломатического решения конфликта почти до его начала. Ведь на Западе верят, что угроза противостояния с армиями западных стран заставит русских прийти к мирным переговорам.
Такой формат, когда вопросы Москва будет решать именно с Вашингтоном, более осмысленный, чем попытки договориться с Киевом. Однако он точно так же не будет работать, если США не готовы идти на компромиссы.
Соединенные Штаты уже заявили, что хоть ракеты запустила не Россия, она все равно несет ответственность за произошедшее. И чем дольше Вашингтон подходит с такой позицией, тем дольше Украина будет оставаться полигоном для военных действий натовских оружейников.
Ранее новый премьер-министр Италии Джорджа Мелони заявила, что ответственность за инцидент с упавшей в Польше ракетой лежит на России, даже если боеприпас был украинским.