Истинные отношения Матери и Сына — величайшая на свете любовь — на мой взгляд, лучше всего отражены гениальной скульптурой Микеланджело «Пьета» (показана над заголовком). Пока же вернемся к разговору двенадцатилетнего Иисуса и Богоматери, приведенному в предыдущей части.
Для нас поведение Отрока Иисуса в Храме — свидетельство либо мальчишеского недомыслия, либо хамства. Современники Иешуа с этим никогда не согласились бы. Потому что именно так, как поступил Христос, должен был поступать еврей, миновавший определенный возрастной предел и решивший посвятить свою жизнь служению Адонаи!
Христианские монахи, приняв постриг, отрекаются от своей семьи. В иудаизме во времена Христа идея отдаления, отчуждения от отца, матери, родственников, мирской жизни вообще была не просто обычной, а, по нашим меркам, гипертрофированной. «Тот, кто идет по дороге, погруженный в учение, и прерывает его, чтобы сказать: „Какое красивое дерево!“, заслуживает смерти». Вот каких правил придерживались послушники религиозных сект. Даже сейчас ученики израильских религиозных школ — иешив у хасидов — «чистых» — живут анахоретами. Им нельзя видеться с девушками, покидать школу, слушать радио, смотреть телевизор и кино, читать газеты, журналы, мирские книги, вообще интересоваться тем, что происходит за стенами иешивы. Этот аскетизм — слабое отражение того, что практиковали их предки две тысячи лет назад.
Отстраненность от всего мирского и полная концентрация ученика раввинской школы, тем более адепта секты, на своем учении символизировались кувшином, в который складывались все письма от семьи и друзей — непрочитанные! Там они лежали годами, покуда юноша не завершал учебу — и лишь тогда ему дозволялось взять в руки эти послания. Что уж тут говорить о свиданиях с родными — их разрешали реже, чем в современных тюрьмах...
Должен был Сын Божий, по возрасту став «сыном Закона», пообщаться в Храме с учителями Торы, тем самым показав, что посвящает жизнь Свою служению Яхве. Не мог Иешуа в Доме Отца Своего Небесного в присутствии раввинов по-иному вести Себя со Своей земной семьей. А родители в тот переполненный страхом и эмоциями день этого не учли, не сразу поняли, поэтому реагировали неправильно. А вот учителя Израиля, если верить «Евангелию детства», Его поведение одобрили:
«А книжники и фарисеи сказали: Ты — Мать этому Ребенку? И Она сказала: да. И они сказали Ей: благословенна Ты между женами, ибо Господь благословил Плод чрева Твоего. Такой славы, такой доблести и такой мудрости мы никогда не видели и никогда не слышали о ней».
В принципе, вундеркинды существовали всегда. Иосиф Флавий писал о себе, что уже четырнадцатилетним юношей возбуждал в людях изумление своими знаниями и умом. Схожая история случилась с Буддой Гаутамой. Моисей был разумен не по годам, если верить тому же Иосифу Флавию и Филону Александрийскому. Самуил в 12 лет уже начал пророчествовать. Грибоедов в 14 лет окончил университет. Что же тут говорить про Богочеловека...
Любил ли Иисус Мать и братьев? Конечно, ведь Спаситель любил всех добрых людей в олам — вселенной и жалел даже злых. Уж тем более Он питал нежные чувства к родичам Своим. Но по Закону и обычаям иудеев той эпохи даже Мессия был обязан подчеркивать Свою близость не к тем, кто родственен Ему по крови, а к тем, кто разделяет Его веру и учит ей.
Второй двусмысленный эпизод — диалог Матери и Иисуса в Кане Галилейской.
На свадьбе закончилась выпивка.
«... Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Ин.2:1-4).
Это слишком буквальный, а потому не вполне понятный перевод с койне, более точно: «Что Мне до Тебя, Женщина?». Вот всеми, даже церковными апологетами, принятый смысл. Очень трудно смягчить остроту такого обращения. Заметим еще и форму его: «Жено!» — «Женщина!». Никогда, даже вися на Кресте, обеспечивая будущее Своей Матери: отдавая ее заботе любимого ученика Иоанна, Иисус не назовет Ее «мамой» — тем ласковым словом, которое Ей наверняка так хотелось бы услышать!
«Жено! се, сын Твой!
Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин.19:26-27).
Мать просила Сына о чуде, искушая Его, как это делал сатана в пустыне. Отсюда Его суровая с виду отповедь, которую глава секты, раввинской школы, религиозного культа, а уж тем более Мешиах просто обязан дать постороннему человеку (пусть даже кровному родственнику), лезущему не в свое дело. Но каков результат этого диалога? «Что Тебе до Меня, Женщина?» — говорит Мессия Марии невыносимо жестокие слова — и тотчас же, выполняя Ее просьбу-намек, творит первое из чудес Своих — претворение воды в вино. (Ин. 2).
Продолжение - в следующей главе.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3670/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.