Гонка вооружений в разгар холодной войны между Советским Союзом и США подразумевала не только наращивание боевой мощи, но и строительство защитных сооружений для гражданского населения. Насчет того, как происходил процесс строительства и как выглядят такими объекты в США, нам неизвестно, т.к. никогда в них не бывали. В современной России, у нас есть возможность посещать старые бункеры, являющимися наследием СССР и памятниками тех непростых времен. Больше всего, таких объектов было построено в 80-е годы, при Михаиле Горбачеве. Защитные сооружения активнее всего строили на территориях крупных промышленных предприятий, территориях муниципальных учреждений и жилых районах. В наши дни, немало защитных сооружений построенных в 80-е, до сих пор стоят на балансе и вполне себе ухожены. А вот часть таких объектов, которые располагались на заводах, которые по разным причинам оказались заброшены - по большей части запущены, никем не охраняются и доступны для посещения. Такие объекты и являются целью наших подземных исследований.
Как-то раз, мне написал мой старый знакомый и попросил показать какой-нибудь заброшенный бункер. Ему было интересно побывать в подобном объекте для "галочки", сфотографироваться на память. Тем более, в нынешних реалиях тема бункеров и бомбоубежищ очень популярная.
У меня на карте стояла старая точка, где располагался бункер, в который я так и не доехал за долгие годы. В это место мы и отправились.
Два часа на электричке, и вот мы идем по территории заброшенного завода в строну объекта.
Показываю пальцем на бетонный оголовок и рассказываю знакомому:
- Это вентиляционная шахта. Через эти конструкции внутрь подземного объекта поступает воздух и очищается через автоматизированную вентиляционную систему оборудованную фильтрами. Если видишь такие штуки и их очень много - знай, под тобой находится небольшой подземный город, скрытый от посторонних глаз.
Знакомый кивнул головой и, сказал что видел такие конструкции раньше, но не придавал особого значения и не догадывался, для чего они нужны.
Если нашлись вентшахты - значит неподалеку должен находиться спуск.
Количество вентшахт около 10 штук, а это означало, что объект большой. Основной вход располагался далековато.
Показываю пальцем на запертый "железный сарай" и говорю знакомому:
- Возможно, это вход, но это не точно. Нужно спуститься и проверить.
Знакомый посмотрел на меня удивленным взглядом и сказал, что он себе представлял все не так, а так, как показывают в кино. Огромные подгорные порталы с гигантскими гермозатворами, тоннели протяженностью несколько сотен метров и так далее. В общем, он перечислял всю банальщину, вызвавшую у отдаленных от этой темы людей ложные стереотипы.
Сарай оказался не просто заперт, но еще и вход был присыпан кучкой земли. Просунув голову в одно из отверстий, я увидел лестницу уходящую вглубь.
- Вот это забавно конечно. Такая тухлая конструкция, а маскировка отменная.
Сказал мой знакомый, вставляя батарейки в налобный фонарик.
Через сарай мы лезть не стали, а быстро нашли другой способ беспрепятственно оказаться внутри. У таких больших объектов - обычно несколько входов\выходов. Второй числа многочисленных входов оказался на противоположенной стороне и был открыт.
Ступеньки завалены мусором, но это не проблема. И не по таким клоакам за долгие годы приходилось лазить.
Включаем фонарики и заходим внутрь.
Знакомый спросил:
- А зачем несколько входов?
- Простыми словами, для того, что бы люди не толпились, а быстро заполнили убежище после сигнала тревоги. Не пойдут же, допустим, 700 человек через 1 вход. Все сразу рванут через несколько, что бы не толпиться. Если 700 человек будет одновременно заходить через 4 входа, убежище заполнится намного быстрее.
- Самые простенькие герметичные двери. Защищают от взрывной волны и попадания внутрь объекта отравляющих веществ. Закрываются за счет ригелей, приводимых в действие с помощью механизма задраивания следовательно маркировке открыто/закрыто. На каждой двери есть такая маркировка. Тяжелые двери. Те, что перед нами - 450 кг. Есть по 600 кг, они почти в два раза шире, толще и выше. А есть гермоворота - весят почти 1,5 тонн. Ширина ворот позволят въехать в объект автомобилю или запустить внутрь огромный поток людей.
Знакомый ответил:
- А я все представлял по другому: Огромные двери, открывающиеся автоматически, высокие потолки. А тут, как-то тесновато и очень низкие потолки...
Далее, он достал телефон и начал фотографировать вместе со мной, что видел.
Конечно, можно понять человека, который понятия не имеет как это все устроено. Мы ходили по объекту, и я рассказывал, что на самом деле есть такие места, которые он себе представлял, но очень мало. Например, я рассказал и показал ему фотографии из бомбоубежищ бывшего завода ЗИЛ. Там как раз были здоровенные двери с электроприводом, как в перегонах метрополитена. У него загорелись глаза. Он, не имея понимания что это в Москве, наивно полагал что это место находится у нас в провинции.
- А почему мы туда не поехали? Это как раз то, куда я мечтал попасть!
Я сказал ему что это в Москве, что фотографии 2016 года и что в настоящий момент все уже распилили на металлолом.
Знакомый поник и побрел вместе со мной дальше, фотографировать ржавые железные двери.
Знакомый спросил у меня:
- А зачем столько много фото делать? Каждую комнату? Для чего? Стоило так далеко ехать ради этого и тратить деньги?
Я ответил:
- Знаешь, у каждого человека в жизни есть хобби, которому он отдает часть жизни. Для меня, это увлечение одновременно спорт, фотография и история. Спорт - потому что приходиться очень много ходить и двигаться, прокачивая физические навыки и выносливость. Сможешь за раз пройти с рюкзаком 30 кг - 40 километров, в полной темноте, по Чернобылю с одной бутылкой воды? Для меня, лет 10 назад, это было бы нереально. А сейчас, как расплюнуть. Фотография - потому что этот процесс расслабляет. Каждый сделанный снимок в подобном месте, это уже история. Бывало такое, что отфотографировал объект, а через пару дней, его раз - и нету. А фотографии остались. История локальная и изучает эту историю небольшой клуб по интересам. То, что ты видишь своими глазами - не напишут в учебниках. Про то, что можно найти на таких объектах - не рассказывают в документальных фильмах. Ты сам познаешь этот непопулярный в обществе подземный мир.
Ты, кстати, его уже познал. Ты побывал всего на одном объекте, а твои стереотипы уже разбились навсегда. А таких объектов десятки тысяч и все они разные. Вот поэтому и фотографирую так много:)
Этот дизель, вырабатывал электроэнергию для всего объекта. Запасы дизельного топлива позволяли эту электроэнергию генерировать. По сути, это было сердце объекта, который безжалостно раздербанили на металлолом. А кто это сделал? Наверное те, кому плевать на сохранность таких объектов, и те, которым несколько тысяч рублей важнее, чем сохранение и дальнейшее использования агрегата в мирных целях. Кто-то заработал несколько тысяч украв всю медь, испортив изделие ценой несколько миллионов. И на что потратили эти несчастные несколько тысяч рублей люди угробив дизель за пару лямов? На бесполезные материальные вещи. Так бывает чаще всего, с халявных доходов.
Ты спрашиваешь, стоило вообще сюда ехать и тратить несколько сотен на проезд? Для меня, однозначно стоило. Для тебя, тоже, раз ты меня так внимательно слушаешь и искренне понимаешь. Мы ничего не сделали плохого, ничего не забрали кроме фотографий, которые, будут считаться историческими в локальной компании, в узком кругу. Ты еще не представляешь, что это за чувство, когда спустя несколько лет, ты пересматриваешь фото объекта и осознаешь, что ты тот, кто последний там побывал. Или наоборот: побывал первым, застав первозданный вид.
Это вентиляционная камера. На поверхности, бетонная штуковина, через которую поступает воздух. Я показывал ее тебе перед тем, как мы спустились в объект.
Знакомый, хоть мы последний раз виделись очень давно, и, даже на тот момент, я его плохо знал, чем-то воодушевился после моих ответов. Начал больше задавать вопросов, на которые, я ему открыто отвечал. Было заметно, что он осознал, что для меня и моих коллег годами занимающихся городским исследованием это не просто развлечение.
- Я ему ответил:
А ты представь лица тех советских инженеров и проектировщиков, которые строили на совесть эти объекты, если бы они узнали, что эти места, никогда не используемые по прямому назначению посещают такие как мы? Как ты думаешь? Они бы поняли нас и нашу цель? В этом зале укрываемых, где мы сейчас находимся, могло разместиться и спастись около 1000 человек. И как хорошо, что это место, все-таки заброшено, не использовалось по назначению и, находясь тут, мы не задержимся на неопределенное время и сможем спокойно выйти на поверхность, после того, как все тут досмотрим.
Пора на выход. Очередной, посещенный подземный объект в копилку. Пора подниматься на поверхность. Я спокойно пакую фототехнику в рюкзак, а мой знакомый нервно перебирает пальцами ремешок фонарика. Как жаль, что все оказалось не так, как он себе представлял.
Кстати: это был не последний наш поход. Периодически, раз в пару месяцев, мы выбираемся небольшой компанией исследовать новые места подобного типа. Он познакомился с моими коллегами и, относительно недавно купил штатив для телефона и мощный фонарик. Он выкладывает фото объектов в социальных сетях и пересылает мне сообщения, где ему пишут его же знакомые и просят сводить в заброшенный бункер.
Спасибо за внимание!
Все наши материалы из бомбоубежищ Вы можете посмотреть в подборке: