Найти тему

Непростой огурец, колода карт и горсть гречки: что такое групповой менторинг в психологии?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько профессионалов нужно, чтобы сделать что-то очень простое? Например, вырастить огурец. При первом приближении, ну что там: фермер, который купит семена, работник, который их посадит, человек, который будет поливать и пропалывать, ну и ловкий подручный, который соберёт огурцы. Это только на первом плане.

А как же селекционеры, выводящие сорта огурцов? А как же агрономы, все понимающие про почву и удобрения? А как же производители удобрений и химики-технологи? А люди, которые создали подвод воды для полива? Не такой уж и простой огурец получается. А если рассматривать не физический продукт, а метафизический? Благополучие. Здоровье психическое и психологическое. Решение проблем. Ничуть не меньше.

Есть ряд сопровождающих профессию психолога специальностей, которые на слуху: учитель, личный терапевт и супервизор. Но есть профессия, которую функционально мы знаем, но не называем, не выделяем от остальных. Пришло время исправлять сложившую ситуацию. Мы говорим о менторе как о профессионале и менторинге как профессии.

Зачем психологу личный терапевт?

Прежде чем перейти непосредственно к менторингу, необходимо обозначить специфику личной терапии и супервизии для практикующего психолога. Личный терапевт психолога выполняет те же функции, что и личный терапевт любого другого человека. Речь идет о прояснении личной специфики, особенностей, создающих проблемы и приносящих «бонусы». Пользуясь метафорическим языком, личная терапия — это познание той колоды карт, которая нами собрана к моменту обращения в личную терапию (и не факт, что там только карты, там могут быть и игральные кубики, и горсть гречки), и достижение понимания, что в этой карте козыри, и как со всем этим выигрывать.

Для психолога личный терапевт выполняет дополнительную функцию прояснения тех особенностей психолога, которые могут повлиять на его работу. Например, неприятие к определенным проявлениям личности (потому что психолога в детстве наказывали именно за такие проявления), или неумение работать с определенными проблемами, потому что психолог с такими проблемами в своей жизни справился травматично.

Другими словами, для практикующего психолога личный терапевт — это не только профессионал, облегчающий личную жизнь психолога, но и улучшающий качество его работы.

Зачем психологу супервизор?

Супервизор занимается ровно тем же, но на профессиональном уровне в том контексте, что работает со знаниями, умениями и навыками психолога. С тем, с чем психолог не умеет работать, не знает как, боится и так далее. Супервизор, столкнувшись с тем, что затруднения носят личный характер, вполне может направить психолога к терапевту работать над этим. Супервизия работает над профессиональной частью личности. И, что очевидно, вносит свой значимый вклад в качество работы практикующего психолога.

Зачем психологу ментор?

Где же в этом плотном графике место менторинга? Начнем с определения.

Менторинг является стратегическим партнерством, в ходе которого ментор передает свои знания, навыки и практический опыт менее опытному специалисту (менти).

Другими словами, менторинг — это профессиональная помощь специалисту, направленная на будущее (стратегическое) развитие его деятельности. Если личная терапия связана с прошлым специалиста, вероятно оказывающем влияние на его актуальную профессиональную деятельность, супервизия — с настоящими неличными профессиональными затруднениями, то менторинг сконцентрирован на будущем — на планировании профессионального пути специалиста, включая необходимые для этого навыки, умения и знания.

Супервизору психолог задает вопрос: «Я столкнулся с таким затруднением, что мне делать, чтобы это преодолеть», — к ментору вопрос звучит иначе. «Что мне делать/знать/уметь, чтобы получить что-то». Иногда менти не вполне четко представляет, что именно он хочет получить, куда он идет, ментор помогает ему и с формулированием цели. Если размытая цель — своя практика, то ментор может уточнять до количества клиентов в день, длительности работы с клиентом, специфику клиентов («я хочу работать четыре дня в неделю, с долгосрочными клиентами не младше 25 лет, не более пяти клиентов в рабочий день, с возможностью получасовых перерывов между клиентами»).

Откуда пришёл менторинг в психологию?

Менторинг как деятельность пришел из других профессий. Он широко представлен в бизнесе, финансах, образовании. И сейчас стремительно растет его популярность в психологии, его путь успешно начинается в высшей школе — при подготовке психологов. Не только в плане стратегического парирования индивидуального трека специалиста, но и внутри академической подготовки психолога. Для понимания этой специфики, необходимо остановиться на видах менторинга. 

Что такое групповой менторинг и зачем он нужен?

Менторинг может быть индивидуальным (планирование индивидуального профессионального трека как путей движения к определенной профессиональной цели) или групповым.

Групповой менторинг – это передача ментором профессиональных навыков в ходе взаимодействия ментора с группой, движущейся по схожему профессиональному пути. Например, начинающий психолог не может начать практику, ему не хватает навыков консультирования. В группе с похожими профессиональными стремлениями под руководством ментора он может освоить эти навыки и, наконец, начать работать с клиентами. 

В групповом менторинге ментор разрабатывает и создает программу или онлайн курс, основанный на технологии передачи навыков. Для создания успешных практикоориентированных онлайн программ ментор должен прежде всего “прокачать” у себя навыки методолога стажировок: от анализа практики психолога до расчета матрицы курса, от анализа личности ведущего онлайн курс для формирования авторского стиля до сертификации конечного продукта, от ведения учебных интервизий до работы со случаями психологической практики.

Ментор или методолог и ведущий групповых онлайн программ профессионального сопровождения психолога это профессия будущего, востребованная уже сегодня. Интереснейшая профессия, в которой вы сможете достичь амбициозные цели, пересмотреть свою практику, открыть новые возможности в развитии. Вы сможете продвинуть свою философию, парадигму, миссию, открыв двери в групповой менторинг.

Если у вас накоплен профессиональный опыт и есть желание делиться им с менее опытными коллегами, то вы можете пройти программу «Профессиональная подготовка ментора цифровой среды» и освоить новую специальность.

Читайте подробнее о программе по этой ссылке.