В октябре 2022 года в северном пригороде Екатеринбурга была открыта первая очередь транспортно-логистического центра (ТЛЦ) «Уральский». Суммарный объём инвестиций по всем этапам строительства в ТЛЦ составит 100 миллиардов рублей. Средства исключительно частные, государственного и муниципального финансирования в проекте не предусмотрено.
Комплекс представляет собой железнодорожные пути и асфальтированную площадку для выгрузки контейнеров. Обычно их доставляют на специальных фитинговых платформах. Но недавно «Российские железные дороги» разрешили устанавливать контейнеры в открытые полувагоны — наиболее распространенный вид парка компании.
Всего таких центров по стране появится девять. Они работают уже в Москве и Подмосковье, в ближайших планах запустить еще шесть: в Перми, Омске, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске и Артеме.
На Среднем Урале, по мнению начальника СвЖД Ивана Колесникова, имеются все предпосылки для реализации такого проекта: здесь хорошо развита сеть железных дорог (Свердловская магистраль обеспечивает 11 процентов погрузки РЖД). В прошлом году была реконструирована станция Екатеринбург-Сортировочный, теперь она может перерабатывать до 7000 вагонов в сутки, принимать составы с семи направлений. Сетевая маршрутизация позволяет собирать поезда не просто до соседней сортировочной станции Западно-Сибирской или Горьковской дорог, а сразу в московский регион, порты Балтики или Азово-Черноморского бассейна. Это касается не только контейнеров, но и полувагонов, крытых вагонов, платформ.
По предварительным оценкам, мощность нового хаба уже к 2030 году может достичь 60 миллионов тонн, к 2035-му - 80 миллионов. Причем контейнеры, выгруженные на терминале с поезда, будут доставлять конечному адресату фурами - еще за 300-800 километров.