Найти тему
Клуб-Знакомств

Урок 4

Диагностика эго - состояний

Согласно теории транзактного анализа Эрика Берна, в каждом из нас существуют три субличности — Взрослый, Родитель, Ребенок. Они часто сменяют друг друга в зависимости от ситуации и иногда могут проявляться одновременно.

 

ВНУТРЕННИЙ РОДИТЕЛЬ – это часть нашей психики, которая воспроизводит собирательный образ, полученный нами в детстве от родителей и значимых людей с которыми мы росли: родственники, учителя, наставники, сверстники. Внутренний родитель отвечает за сохранение и передачу традиций, норм и правил. Это наше хранилище знаний, представлений и убеждений о том, что и как должно быть: «Как надо», «Как не принято». Обычно мы говорим себе и другим: «Надо!», «Ты должна», «Ты обязана».

Внутренний родитель может быть контролирующим (критикующим) и заботливым (поддерживающим).

-2

  • Главная особенность "внутреннего контролера" заключается в том, что он критикует, осуждает, оценивает, навязывает, контролирует, наказывает, возмущается, обвиняет, угрожает, не учитывает реальные потребности, игнорирует чувства, относится свысока, может унижать или стыдить. Мы говорим себе и другим: «Опять все не так!», «Ну, кто так делает!», «У тебя все равно ничего не выйдет!» и так далее.

-3

  • Также, внутренний родитель может быть заботливым (поддерживающим). Это собирательный образ в психике, которого мы ждали и хотели видеть в качестве своего родителя. Он мягко контролирует, направляет, поддерживает, заботится о вас, о вашей детской части, которая активизируется в процессе жизни. Мы говорим себе и другим: «Ты сможешь!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!», «Я тебя люблю!» «Давай попробуем еще разок!».

ВНУТРЕННИЙ РЕБЕНОК – это часть нашей психики, которая отражает, весь опыт, полученный в период внутриутробного развития и детские годы, архивируется и хранится в психике. 

Именно здесь находятся наши личные ценности, мечты, вдохновение, интуиция, энергия к жизни. Именно внутренний ребенок определяет связь с внутренним «Я», с нашей истинной сущностью. Будучи взрослыми, бессознательно мы проигрываем способы поведения, которым следовали в детстве.

 

Внутренний Ребенок состоит из 3-х разных по характеру «частей»:

  • Адаптивный 
  • Бунтующий
  • Свободный 
-4

  • Адаптивный ребенок

Действует, руководствуясь потребностями других людей. Выражает себя посредством заученных форм поведения, призванных соответствовать желаниям окружающих. Другими словами подчиняется правилам и нормам, не проявляет инициативу, подавлен, не может сказать нет, не уверен в себе. Использует в общении следующие фразы: «Я боюсь», «Мне страшно», «Я не уверенна», «Я не могу проявить себя».

Адаптивный внутренний ребенок ждет поддерживающего родителя в других людях. Только мы сами можем услышать, понять потребности внутреннего ребенка и их удовлетворить.

-5

  • Бунтующий ребенок 

Это адаптивный ребенок, которому надоело терпеть, молчать и страдать. В нем живет много гнева, страха и желания, чтобы на него обратили внимание. Это дети подавляющих, контролирующих и гиперопекающих родителей. Бунтующее поведение является протестом против доминирования. Данной части хочется, чтобы ее слышали, обращали на нее внимания. Хочется свободы и проявления себя. Важно уметь улавливать в себе это состояние и общащаться к своему бунтующему ребенку: против чего он выступает сейчас, что он чувствует, чего бы ему хотелось, что может его успокоить?

-6

  • Свободный ребенок

Это естественное, природное состояние ребенка. Такой ребенок ведет себя так, как он хочет и действует, руководствуясь собственными потребностями и желаниями. Такому ребенку характерно чувствовать радость, грусть, страх, боль, злость. Эти чувства сменяют друг друга и это вполне естественно. У спонтанных детей очень много желаний, много интереса к окружающему их миру: они изучают себя, хватают все подряд, кричат, шумят, дурачатся, поют песни и танцуют. И делают это просто потому, что им этого хочется. Этот ребенок всегда есть в нас, даже тогда, когда мы его совсем не ощущаем. Это творческая натура, живая и подвижная, которая многое позволяет себе в жизни.

-7

ВЗРОСЛЫЙ – это часть психики, которая отвечает за мыслительный процесс, сбора и анализа информации. Действует по принципу «здесь и сейчас». Рационально решает актуальную проблему. Взрослый является регулировщиком между внутренним родителем и внутренним ребенком. Секрет гармонии каждого взрослого – это, когда и в каких ситуациях можно выпустить «на волю» своего свободного ребенка, когда нужно подключить внутреннего заботливого родителя, а когда – контролирующего родителя (в умеренных дозах он необходим).

                                            ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Шаг 1. Состояние: "Контролирующий родитель"

Вспомните и запишите ситуацию, в которой вы чувствовали себя уязвимой. Вам казалось, что вы недостаточно хороши, начинали себя обвинять, оценивать, критиковать и сравнивать.

Что вы говорили сами себе, как вы думали о самой себе? Запиши все послания.

 

Например: Не спорь ни с кем, лучше молчи, никому не верь, нужно контролировать всё самой, мало ли чего ты хочешь, есть такое слово «надо», «должен»...».

 

Выпишите те послания внутреннего контролера (критика), которые вы адресуете себе или другим людям. Теперь в вашем списке сделайте пометки, кто вам передал те или иные долженствования.

Ответьте себе на вопросы:

  • Посмотри на этот список посланий, насколько они адекватны вашей нынешней ситуации?
  • Помогают ли они сейчас в вашей жизни?
  • Какие из них истинно ваши?
  • Вы готовы отказаться от навязанных вам чужих установок ради того, чтобы почувствовать себя счастливее и комфортнее?
  • Что для этого нужно сделать?

Шаг 2. Состояние "Поддерживающий родитель"

Вспомните ситуации, когда вас в детстве поддерживали, о вас заботились родители, близкие, друзья. Какие послания они вам говорили? От которих слов вы чувствовали любовь, внимание, веру в себя, поддержку? Запишите их.

Если вы не слышали (или не помните) заботливых слов, то сейчас самое время их прописать. 

Самостоятельно напишите поддерживающие послания себе, которые вы до сих пор ждете от родителей, партнера, близких людей.

 

Например:

  • «Я счастлива, что ты у меня есть»
  • «Я принимаю тебя»
  • «Я люблю тебя, моя девочка»
  • «Я верю в тебя»
  • «У тебя все получится»
  • «Твои потребности важны для меня» и т.д. 

Шаг 3. Состояние: "Адаптивный и Бунтующий ребенок"

1. Вспомните моменты вашей взрослой жизни:

  • когда вы испытывали стыд, вину, неуверенность, страх, обиду, 
  • когда вы бунтовали, капризничали, требовали внимание и заботу.

2. Определите, в каком эго-состоянии вы находились (адаптивный или бунтующий ребенок).

3. Что спровоцировало появление этого персонажа? Какие потребности вашей внутренней части не были удовлетворены? Против чего вы бунтовали, что терпели?

4. Напишите, как вы ведете себя сейчас, когда потребности внутреннего ребенка не удовлетворяется? 

Например: плачу, обижаюсь, дуюсь, требую, закрываюсь, «ухожу в себя» и так далее.

Отметьте в списке, какие проявления вашего внутреннего ребенка приносят дискомфорт?

 

Шаг 4. Состояние: "Я - Взрослый"

Состояние внутреннего взрослого – это состояние уважения и ощущение собственной ценности. Вспомните и запишите ситуации, когда вы чувствовали себя уверенно, свободно, ощущали свою самостоятельность и ценность. Что вам помогало быть в осознанности?

 

Ответьте на следующие вопросы:

  • Что я чувствую после выполнения упражнения?
  •  Какие ощущения в теле после упражнения?
  • С какими трудностями я столкнулась при выполнении упражнения?