Диагностика отношений с мамой
Мама — это самый важный человек в жизни женщины, ведь с нее начинается жизненный путь! Мама закладывает программы и сценарии в нашей жизни, показывает пример женственности, чувственности, передает ощущение внутреннего спокойствия, уверенности в себе. Связь с мамой влияет на отношение с самой собой, на отношения с мужчинами и детьми.
Девочка формирует себя в отношениях с мамой. Для того, чтобы понять, в каких отношениях Вы находитесь с мамой, необходимо письменно ответить на вопросы. Будьте искренними, старайтесь отвечать от сердца и от тела, а не от ума. Посмотрите на то, какие процессы и эмоции в Вас пробуждаются во время ответов на предложенные вопросы.
Шаг №1
На первом листе напишите о том, что Вы знаете про свою мать, ее основные этапы в жизни:
- Когда и как она родилась?
- Была ли желанным ребенком?
- Какое у нее было детство, отрочество, юность?
- Как складывались отношения с ее родителями?
- Где работала?
- Сколько раз была замужем?
- Когда познакомилась с вашем отцом?
- Какие у нее были серьезные жизненные кризисы?
Пишите только факты. Можете дописать еще то, что мама сама говорила про свою жизнь. Посмотрите на ее жизнь как бы со стороны.
После того как напишете, ответьте на следующие вопросы:
- Какие ощущения это вызывало у Вас?
- Что Вы чувствуете к своей маме, когда думаете о ее жизни?
Шаг №2
На втором листе напишите, как мама относилась к себе:
- Как заботилась о себе?
- Как проявляла свою женственность, нежность?
- Какой образ жизни транслировала?
- Как она самореализовывалась?
- Какое эмоциональное состояние она чаще всего испытывала в повседневной жизни?
Шаг №3
На третьем листе напишите, что Вы думаете про свою маму, как вы к ней относитесь.
1. Выберите один из вариантов, какой была мама по отношению к Вам?
- Требовательной (принимала решение за Вас, за ней было последнее слово. Она всегда права).
- Критикующей (критиковала Вас, указывала на недостатки, негативно оценивала Ваши поступки).
- Сверхопекающей (считала, что без ее помощи Вы не справитесь, не выживете. Не считалась с тем, что Вы уже взрослая).
- Отстраненной (Мама была недоступна для Вас. Большую часть времени была занята, постоянно уставала, болела. Не занималась Вами, это делали бабушки, воспитатели и другие люди).
- Любящей-принимающей (понимала свои потребности и Ваши. Сопереживала и давала поддержку. Учитывала Ваши личностные и возрастные особенности. Давала право ошибаться).
2. Что хорошего было в ваших с ней отношениях? Что плохого?
3. Чем она обидела Вас?
4. Чему научила?
5. Какие ее слова и поступки причинили Вам боль? Это могут быть конкретные поступки по отношению к Вам?
6. Какие чувства это вызывало и вызывает у Вас?
7. Какие у Вас отношения с мамой сегодня:
- Дружеские;
- Вы - одно целое;
- Вы - враги;
- Вы - родственники;
- Вы - соседи;
- Она - Ваш ребенок;
- Ваш вариант…
8. Каких отношений с мамой вы хотите? Если бы Вы могли провести идеальный день со своей мамой, каким бы он был?
Что бы делали вместе? О чем говорили? Что ощущали рядом с ней?
Что мешает Вам строить такие отношения с мамой?
Шаг №4
На четвертом листе напишите, как выстраивала отношения с мужчинами, а именно с отцом, либо с другими партнерами.
1. По какому сценарию складывались отношения с мужчинами?
- Гармоничные и счастливые.
- Созависимые (эмоциональная зависимость от партнера, вся жизнь направленна на него).
- Контрзависимые (поверхностные отношения с партнером, отталкивала партнера, избегала близости, контролировала).
- Мазохистические (склонна была получать удовольствие, испытывая унижения, насилие или мучения по отношению к партнеру).
- Тиранически-виктимные (отношения выстраивались по модели «тиран – жертва»)
- Жили, как соседи (отсутствовала эмоциональная, духовная и телесная близость)
- Ваш вариант…
2. Какие представления об отношениях с мужчинами у вас сложились, исходя из этого?
Шаг №5
Положите перед собой все листы и посмотрите:
- Что из написанного лично Ваше, а что чужое? (досталось от родителей, социума и т.д.)
- Что из этого имеет реальные основания?
- А что — лишь домысел, предположения, фантазии, страхи?
- Знаете ли вы какие-то реальные подтверждения этому?
Примечание: Шаг №5 включает в себя анализ предыдущих четырех:
В Шаге 1 - Вы указывали биографические данные о Вашей маме.
Шаг 2 - как мама относилась к себе.
Шаг 3 - Ваше отношение к маме.
Шаг 4 - отношение мамы с отцом и другими мужчинами.
После этого Вы берете все листы (=4 шага).
- Что из написанного лично Ваше, а что чужое? (досталось от родителей, социума и т.д.).
Например. Вы смотрите утверждение из шага 2 "мама меня никогда не любила". Это Ваше состояние или Вам об этом, например, говорила бабушка?
Следующие три вопроса 5 шага направлены на то, чтобы Вы оценили правдивость и реалистичность ситуаций.
Например. В шаге 1 Вы ответили, что мама была нежеланным ребенком. С чего Вы это взяли? По грустным глазам мамы или она сама Вам об этом говорила? Данным анализом Вы выделяете "истинные утверждения и ложные (кто-то сказал, Вам показалось, Вы сделали вывод и т.д.)".
Шаг №6
В завершение упражнения, запишите ощущения, которые Вы испытали.
Ответьте на следующие вопросы:
- Какие ощущения я сейчас испытываю?
- Что я чувствую к своей маме, когда думаю о ее жизни?
- С какими трудностями я столкнулась при выполнении упражнения?
После выполнения данного упражнения у вас может появится большое количество вопросов, а также желание предпринять какие-либо действия. Просим вас не спешить с поиском ответов на вопросы в моменте. На ближайшем вебинаре с Марком у вас будет возможность ответить на многие из них, а также подробнее узнать о теме сепарации от родителей.