В Юго-Восточной Анатолии (Турция) находятся незавершенные раскопки кургана под названием Гирнаваз. Курган находится в провинции Мардин на севере в 4 км. от Нусайбина, рядом с сирийской границей, прямо над дорогой, ведущей из Северной Месопотамии. Впервые он привлёк внимание научного сообщества в 1918 году, когда стало ясно, что курган был заселен непрерывно между 4 тысячелетием до н.э. и 7 веком до н.э.
Учёные считают, что курган Гирнаваз хранит в себе древнее ассирийское поселение, которое существовало здесь ещё с периода Урука. В результате анализа поверхностных находок было обнаружено, что Гирнаваз содержал все культуры Северной Месопотамии от периода Урука до позднего ассирийского периода. В частности, сложная керамика Нузи предполагает, что хурритская культура была широко представлена на этом месте. Также найдены следы культуры римского периода и средневековья. Из раскопок были обнаружены бесценное металлическое оружие, украшения, вазы, лампы, печати и таблички.
Археологические раскопки начались в Гирнавазе в 1982 году, поскольку предполагалось, что это место является Вашуганни, давно утраченной столицей Митанниса (1500 До н.э.–1300 г. до н.э.). Этот небольшой курган высотой 25 метров и диаметром 250 метров был впервые заселен в 4-м тысячелетии до нашей эры. Наиболее заметными среди реликвий являются гробницы правителей периода Ниневии V в 3-м тысячелетии до н.э. и клинописные (каменные) таблички позднего ассирийского периода (9 век до н.э.). Одна из таких клинописных табличек, выставленная в настоящее время в музее Мардина, представляет собой купчую на сад, которая также служит документом на собственность. В документе описан сад и указано, что сад был продан вместе с фруктами с его деревьев. Посещая Гирнаваз, все еще можно увидеть сады, описанные в этом древнем документе.
Раскопки кургана продолжались с 1982 по 1991 год, пока группа археологов не подверглась нападению террористов. В результате нападения погибли два археолога. В связи с чем, раскопки были приостановлены, что являлось огромной потерей для археологии Юго-Восточной Анатолии, потому что, с точки зрения археологической ценности региона, это очень важное поселение. Учёные надеются, что незавершенные раскопки кургана Гирнаваз вскоре начнутся снова.
Провинция Мардин, где находится курган Гирнаваз -это одна из тех областей, где проживают люди разных религиозных убеждений.
Так почему же Нусайбин люди связывают с джиннами?
Хотя упоминание о Нусайбине и джиннах датируется седьмым веком нашей эры. Джинны сопровождали человека со времён Древней Месопотамии, где существовали языческие религии с многобожием, джинны упоминались и в других религиях, и в с Торе с верой в единого бога.
Из Священного Корана известно, что Соломон мог разговаривать с джиннами. В суре "Ан-Намль" (Муравьи) рассказывается, что джинны, люди и птицы были собраны в одной армии под командованием Сулеймана. Они управлялись им и выполняли все его указания.
О джиннах упоминается во многих стихах Корана.
В суре "Аль-Джинн" (Джинны) рассказывается о джиннах и из чего они были созданы. Исламские ученые считают, что из семи джиннов, которые упоминаются в суре Аль-Ахкаф (Барханы) трое из джиннов были из Харрана и четверо из Нусайбина. Рассказывают, что эти джинны слушали Коран Мухаммада (мир ему), и что они были мусульманами.
Так почему же этот курган Гирнаваз стал местом паломничества?
Главным из джиннов Нусайбина является джинн по имени Мир Осман, гробница, которого находится на кургане Гирнаваз. Именно поэтому место, где была найдена его могила, заставило жителей Нусайбина и жителей окружающих территорий принять Гирнаваз как центр паломничества и исцеления.
С древних времён люди верили, что все душевные болезни являются воздействием джиннов. Приезжая в это место, люди верили, что Мир Осман изгонит преследующих их джиннов, тем самым избавит от душевных болезней.
В это место люди приходят в среду, а не по четвергам или пятницам, как это принято при посещении храма. Среда - священный день езидов, вероятно поэтому, среда и была выбрана в качестве дня посещения этого места. Посещают это место не только мусульмане, но также езиды и сирийские христиане.
Прежде чем отправиться в путь вверх по холму, паломники оставляют свои вещи у подножия кургана, где находится гробница другого джинна. Здесь люди привязывают к дереву кусочки ткани, загадывая при этом желание. Существует поверье, что если заменить старую ткань на новую, то снятый с дерева кусочек ткани станет оберегом для путника, от джиннов. Считается, что джинны не приближаются к человеку, который несет ткань снятую с этого дерева.
Поднявшись на курган люди, привязывают кусочки ткани к ветвям дерева, и раскладывают вокруг гробницы Мир Османа ковры, одеяла и подушки.
Люди, которым требуется лечение остаются на кургане, чтобы провести исцеляющий ритуал, а те, кто их сопровождал, спускаются к подножию кургана. У подножия кургана выпекается и раздается всем присутствующим разновидность хлеба, который по-курдски называется нане шилики.
Оставшиеся на кургане люди строят пирамиду из семи камней, складывая их один на один. Существует поверье, что если пирамида не сломается, то желание сбудется, и человек избавится от болезни. Некоторые паломники поют и танцуют возле гробницы, чтобы угодить джиннам. После танцев и пения они молятся и несколько часов спят. Если после первого посещения гробницы состояние больного человека улучшается, то, этот ритуал повторяется. Если лечение завершается успешно, то семья вылечившегося человека совершает молитву и раздает еду нуждающимся, выражая так свою благодарность.
Такая практика существует и в иудаизме и в алевизме сочетающем в себе элементы суфизма, шиизма и доисламских народных верований.
Гырнаваз считается центром исцеления и святым местом среди местных народов, а также жителей северной Сирии и северного Ирака.
Гирнаваз и Нусайбин - это места, где легенды, похожие на мифы о джиннах, всё ещё живы и важны в жизни людей. В Нусайбине можно увидеть много домашних хозяйств, где до сих пор проводятся ритуалы, являющиеся продолжением традиций, которым семь или восемь тысяч лет. Такие ритуалы включают, например, размещение рогов диких коз на крышах домов, поливание водой огня во время молитвы и традиция стучать палками по канистрам, создавая грохот, во время лунных затмений, чтобы прогнать злых духов, которые, как считается, взяли солнце в заложники. Это ритуал соблюдается здесь со времен шумеров.
Таким образом, Нусайбин является отражением истории Месопотамии. Поэтому все, кто приезжает в Мардин, обязательно хотят пройти через Нусайбин, вдохнуть его воздух и прикоснуться к его душе.
Местные легенды рассказывают, что курды являются потомками джиннов слуг пророка Сулеймана. Они были отправлены в Европу, чтобы доставить ему пятьсот прекрасных девушек для королевского гарема. Однако, когда они нашли девушек и вернулись, Сулейман уже умер. Таким образом, джинны поселились в горах, женились на этих женщинах, и их потомство стало известно как курды.
Учёные надеются, что незавершенные раскопки кургана Гирнаваз начнутся снова, и откроют уникальные исторические богатства Юго-Восточной Анатолии.
Существует много различных теорий относительно происхождения названия Гирнаваз.
Согласно одной из них, во времена халифа Аббасидов Харуна Рашида (8 век н.э.) в Нусайбин был сослан острый на язык поэт по имени Абу Наваз. Местные жители, которые полюбили его, назвали место, где он жил, в его честь. В свою очередь, Абу Наваз, как говорят, выразил свою любовь к Нусайбину в своих стихах, приписав ему следующее:
Комплиментов Нусайбин мне никогда не делал
Хотя я был так влюблен в него
Должен ли я когда-нибудь получить свою долю мира
Все, чего я хочу, это чтобы Нусайбин был моим домом.
Согласно некоторым другим источникам, имя Гирнаваз на курдском языке означает "Холм Наваза" определяя, что именно здесь был похоронен Абу Наваз.
Статья о раскопках читайте здесь.