Найти тему

Шпаргалка для мамы (Часть 2) Сенсомоторное развитие детей раннего возраста

Оглавление

ЧЕК -ЛИСТ РАЗВИТИЯ МАЛЫША

3 - 6 месяцев

  • Расцвет гуления, появление лепета (звуки «п», «б», «м», «к», «г», «х», «т», «д»). Издает звуки в ответ на реплику взрослого.
  • Переворачивается набок в обе стороны. Поднимает голову, лежа на спине. Рассматривает и трогает игрушки, находящиеся близко. Захватывает их двумя руками, а затем одной рукой, и тянет ко рту (4 месяца).
  • В положении сидя держит спину прямо.
  • Лежа на животе, приподнимается и переворачивается на спину.
  • Тянет предметы в рот.
  • Смотрит на изюминку на столе.
  • Оба глаза смотрят на предмет прямо.
  • Хихикает, смеется, визжит. ฀ Держит рот закрытым, сглатывает слюну.
  • Смотрит на говорящего.
  • Прислушивается к пению, музыке.
  • Вертит головкой в поисках источника звука.

«МАМА, ПОМОГИ МНЕ» (РЕКОМЕНДАЦИИ)

1. ПОБУЖДАЙТЕ К ЗРИТЕЛЬНОМУ КОНТАКТУ

К 3–4 месяцам вы заметите, что кроха общается с вами и рад этому!

Окликайте малыша из разных мест комнаты, привлекая его внимание, при этом чередуйте шепот с громкой речью.

Многократно повторяйте имя ребенка при общении с ним, делайте это в различных вариациях: «Саша, Сашенька, Сашуля».

Мама усаживает ребенка к себе на колени таким образом, чтобы он ручками касался поверхности стола. Второй человек сидит на противоположной стороне стола и внимательно наблюдает за взглядом ребенка. Уроните с небольшой высоты на белую поверхность (бумагу или скатерть) изюминку. Если ребенок не обращает на изюминку внимания, перемещайте ее пальцами с места на место, каждый раз быстро убирая руку со стола, чтобы проверить, действительно ли ребенок рассматривает изюминку. Достаточно, если взгляд ребенка в течение 2–3 секунд направлен на изюминку.

Усадите ребенка к себе на колени так, чтобы он вас видел, но пока не заговаривайте с ним. Начните тихо говорить, когда ребенок отвлечен – сосет соску, пьет из бутылочки или трогает вашу одежду. Хорошо, если ребенок отвлекается от своих занятий, чтобы посмотреть Вам в лицо.

2. РАЗВИВАЙТЕ ДВИЖЕНИЯ

Делайте массаж и упражнения для укрепления мышц спины.

Не спешите усаживать ребенка «в подушки», то есть с опорой! Пока ребенок не садится сам, его позвоночник не готов к такой нагрузке (рекомендации ортопедов). Помогайте переворачиваться на спинку через обе стороны. Научите ребенка переворачиваться!

-2

3.СТИМУЛИРУЙТЕ ГУЛЕНИЕ

Характер и продолжительность гуления зависят от вашей реакции: показывайте, как вы рады общению, повторяйте вслед за малышом комбинации звуков – и вы заметите, что гуление усилится и приобретет более эмоциональный характер. Взяв малыша на руки, привлеките внимание к своему лицу. Когда он остановит на вас взгляд, произносите звуки «гу», «агы», «агу». Во время «переклички» с ребенком сначала повторяйте те звуки, что он говорит, а затем добавляйте новые «ба», «па», «ма», «да».

4. РАЗВИВАЙТЕ РЕЧЕВОЕ ВНИМАНИЕ

Побуждайте ребенка искать источник звука (используйте детские музыкальные инструменты, игрушки). Спрашивайте: «Где машинка?». После того, как ребенок повернет голову в нужную сторону, отвечайте: «Вот машинка!». Произносите короткие рифмованные строки, изменяя интонацию, темп произнесения слов и громкость голоса (подойдут детские стихи и потешки).

ЧЕК -ЛИСТ РАЗВИТИЯ МАЛЫША

6 - 9 месяцев

  • Наблюдает за движущимся человеком.
  • Следит взглядом за упавшим предметом.
  • Переворачивается с живота на спину.
  • Пытается ползать по-пластунски, встает на четвереньки, из положения лежа пытается сесть.
  • Активно играет игрушками – машет, стучит, бросает.
  • Трогает руками собственное отражение в зеркале.
  • Хватает предмет и отпускает его.
  • Берет два предмета со стола.
  • Перекладывает предмет из одной руки в другую.
  • Удерживает на ногах вес тела и притоптывает, отталкиваясь от пола.
  • Опирается на 4 точки и переворачивается на живот.
  • Может сидеть без посторонней помощи.
  • Тщательно облизывает ложку.
  • Пьет из чашки.
  • Выплевывает еду кончиком языка.
  • Перестает плакать, когда взрослый говорит успокаивающим тоном.
  • Прислушивается к шагам.
  • Поворачивает голову, услышав шепот.
  • Ползает на четвереньках.
  • Ходит вдоль опоры.
  • По-разному обращается с предметами: ставит кубик на кубик, катает
  • мячик, открывает крышку, гремит, нажимает на кнопки.
  • Стоит на четвереньках.
  • Использует большой палец при захватывании игрушки, активно
  • действует с ней, повторяет манипуляции с игрушкой за взрослым.
  • Снимает кольца с пирамидки.
  • Наблюдает за движущимся человеком.
  • Следит взглядом за упавшим предметом.
-3

«МАМА, ПОМОГИ МНЕ» (РЕКОМЕНДАЦИИ)
1. РАЗВИВАЙТЕ ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

Произнести слово малыш еще не может, но он уже способен усвоить его значение. Для этого он должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его, нюхать (если он имеет запах), пробовать на вкус (если он съедобен), выполнять с ним какие-нибудь действия (катать, держать в руках, гладить, и т. д.). Называйте все, что привлекает внимание ребенка: части тела, игрушки, предметы одежды, имена детей и взрослых, действия – и давайте потрогать, если это возможно. Охватывая как можно больше органов чувств, вы обеспечите крохе легкое и полное усвоение слова. Практикуйте игровые упражнения, требующие выполнения движений по просьбе («Ладушки», «Дай ручку», «До свидания» и т. п.). Например, помогите крохе помахать ручкой, вслед уходящему взрослому и скажите: «Пока-пока!». Читайте книги с короткими стишками и простыми предметными картинками (то есть на картинке должен быть изображен один предмет без лишних деталей и сложного сюжета).

2. СТИМУЛИРУЙТЕ ЛЕПЕТ
Во время лепета подражайте звукам, которые малыш произносит. Говорите новые слоги («Ба-ба», «ма-ма», «бу-бу», «пы-пы» и т. д.), добиваясь от него произнесения точно таких же слогов. Выразительно произносите простые потешки с повторениями новых слогов: «Бу-бу-бу, бу-бу-бу, сидит птичка на дубу», «Люли-люлю-люли, полетели гули», «Ай-ай-ай-ай, ты, собачка, не лай!».

-4

3. РАЗВИВАЙТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЛИЧИНЕ, ФОРМЕ, ЦВЕТЕ ПРЕДМЕТОВ
Играйте с ширмой (ею может быть любая занавеска, загородка, дверца) – так, чтобы ребенку не было видно происходящее за ней: «заходит» за ширму одна игрушка, а выходит другая; входит большая, а выходит маленькая; прячется за ширму шарик, а с другой стороны появляется кубик. Обязательно проговаривайте все названия, определения, действия. Показывайте, как можно обращаться с разными игрушками, какие звуки они издают. Возьмите зеркало размером с альбомный лист и расположите его так, чтобы ребенок мог видеть собственное отражение. Можете посадить ребенка к себе на колени. Также можно расположить зеркало на полу, положив ребенка на живот таким образом, чтобы его лицо оказалось над зеркалом.

4. РАЗВИВАЙТЕ ДВИГАТЕЛЬНУЮ СФЕРУ
Стимулируйте ползание — это важнейший этап в движениях ребенка! Тренируйте пинцетный захват – давайте мелкие предметы (под присмотром!), играйте с крупами.

-5