ЧЕК -ЛИСТ РАЗВИТИЯ МАЛЫША
3 - 6 месяцев
- Расцвет гуления, появление лепета (звуки «п», «б», «м», «к», «г», «х», «т», «д»). Издает звуки в ответ на реплику взрослого.
- Переворачивается набок в обе стороны. Поднимает голову, лежа на спине. Рассматривает и трогает игрушки, находящиеся близко. Захватывает их двумя руками, а затем одной рукой, и тянет ко рту (4 месяца).
- В положении сидя держит спину прямо.
- Лежа на животе, приподнимается и переворачивается на спину.
- Тянет предметы в рот.
- Смотрит на изюминку на столе.
- Оба глаза смотрят на предмет прямо.
- Хихикает, смеется, визжит. Держит рот закрытым, сглатывает слюну.
- Смотрит на говорящего.
- Прислушивается к пению, музыке.
- Вертит головкой в поисках источника звука.
«МАМА, ПОМОГИ МНЕ» (РЕКОМЕНДАЦИИ)
1. ПОБУЖДАЙТЕ К ЗРИТЕЛЬНОМУ КОНТАКТУ
К 3–4 месяцам вы заметите, что кроха общается с вами и рад этому!
Окликайте малыша из разных мест комнаты, привлекая его внимание, при этом чередуйте шепот с громкой речью.
Многократно повторяйте имя ребенка при общении с ним, делайте это в различных вариациях: «Саша, Сашенька, Сашуля».
Мама усаживает ребенка к себе на колени таким образом, чтобы он ручками касался поверхности стола. Второй человек сидит на противоположной стороне стола и внимательно наблюдает за взглядом ребенка. Уроните с небольшой высоты на белую поверхность (бумагу или скатерть) изюминку. Если ребенок не обращает на изюминку внимания, перемещайте ее пальцами с места на место, каждый раз быстро убирая руку со стола, чтобы проверить, действительно ли ребенок рассматривает изюминку. Достаточно, если взгляд ребенка в течение 2–3 секунд направлен на изюминку.
Усадите ребенка к себе на колени так, чтобы он вас видел, но пока не заговаривайте с ним. Начните тихо говорить, когда ребенок отвлечен – сосет соску, пьет из бутылочки или трогает вашу одежду. Хорошо, если ребенок отвлекается от своих занятий, чтобы посмотреть Вам в лицо.
2. РАЗВИВАЙТЕ ДВИЖЕНИЯ
Делайте массаж и упражнения для укрепления мышц спины.
Не спешите усаживать ребенка «в подушки», то есть с опорой! Пока ребенок не садится сам, его позвоночник не готов к такой нагрузке (рекомендации ортопедов). Помогайте переворачиваться на спинку через обе стороны. Научите ребенка переворачиваться!
3.СТИМУЛИРУЙТЕ ГУЛЕНИЕ
Характер и продолжительность гуления зависят от вашей реакции: показывайте, как вы рады общению, повторяйте вслед за малышом комбинации звуков – и вы заметите, что гуление усилится и приобретет более эмоциональный характер. Взяв малыша на руки, привлеките внимание к своему лицу. Когда он остановит на вас взгляд, произносите звуки «гу», «агы», «агу». Во время «переклички» с ребенком сначала повторяйте те звуки, что он говорит, а затем добавляйте новые «ба», «па», «ма», «да».
4. РАЗВИВАЙТЕ РЕЧЕВОЕ ВНИМАНИЕ
Побуждайте ребенка искать источник звука (используйте детские музыкальные инструменты, игрушки). Спрашивайте: «Где машинка?». После того, как ребенок повернет голову в нужную сторону, отвечайте: «Вот машинка!». Произносите короткие рифмованные строки, изменяя интонацию, темп произнесения слов и громкость голоса (подойдут детские стихи и потешки).
ЧЕК -ЛИСТ РАЗВИТИЯ МАЛЫША
6 - 9 месяцев
- Наблюдает за движущимся человеком.
- Следит взглядом за упавшим предметом.
- Переворачивается с живота на спину.
- Пытается ползать по-пластунски, встает на четвереньки, из положения лежа пытается сесть.
- Активно играет игрушками – машет, стучит, бросает.
- Трогает руками собственное отражение в зеркале.
- Хватает предмет и отпускает его.
- Берет два предмета со стола.
- Перекладывает предмет из одной руки в другую.
- Удерживает на ногах вес тела и притоптывает, отталкиваясь от пола.
- Опирается на 4 точки и переворачивается на живот.
- Может сидеть без посторонней помощи.
- Тщательно облизывает ложку.
- Пьет из чашки.
- Выплевывает еду кончиком языка.
- Перестает плакать, когда взрослый говорит успокаивающим тоном.
- Прислушивается к шагам.
- Поворачивает голову, услышав шепот.
- Ползает на четвереньках.
- Ходит вдоль опоры.
- По-разному обращается с предметами: ставит кубик на кубик, катает
- мячик, открывает крышку, гремит, нажимает на кнопки.
- Стоит на четвереньках.
- Использует большой палец при захватывании игрушки, активно
- действует с ней, повторяет манипуляции с игрушкой за взрослым.
- Снимает кольца с пирамидки.
- Наблюдает за движущимся человеком.
- Следит взглядом за упавшим предметом.
«МАМА, ПОМОГИ МНЕ» (РЕКОМЕНДАЦИИ)
1. РАЗВИВАЙТЕ ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
Произнести слово малыш еще не может, но он уже способен усвоить его значение. Для этого он должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его, нюхать (если он имеет запах), пробовать на вкус (если он съедобен), выполнять с ним какие-нибудь действия (катать, держать в руках, гладить, и т. д.). Называйте все, что привлекает внимание ребенка: части тела, игрушки, предметы одежды, имена детей и взрослых, действия – и давайте потрогать, если это возможно. Охватывая как можно больше органов чувств, вы обеспечите крохе легкое и полное усвоение слова. Практикуйте игровые упражнения, требующие выполнения движений по просьбе («Ладушки», «Дай ручку», «До свидания» и т. п.). Например, помогите крохе помахать ручкой, вслед уходящему взрослому и скажите: «Пока-пока!». Читайте книги с короткими стишками и простыми предметными картинками (то есть на картинке должен быть изображен один предмет без лишних деталей и сложного сюжета).
2. СТИМУЛИРУЙТЕ ЛЕПЕТ
Во время лепета подражайте звукам, которые малыш произносит. Говорите новые слоги («Ба-ба», «ма-ма», «бу-бу», «пы-пы» и т. д.), добиваясь от него произнесения точно таких же слогов. Выразительно произносите простые потешки с повторениями новых слогов: «Бу-бу-бу, бу-бу-бу, сидит птичка на дубу», «Люли-люлю-люли, полетели гули», «Ай-ай-ай-ай, ты, собачка, не лай!».
3. РАЗВИВАЙТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЛИЧИНЕ, ФОРМЕ, ЦВЕТЕ ПРЕДМЕТОВ
Играйте с ширмой (ею может быть любая занавеска, загородка, дверца) – так, чтобы ребенку не было видно происходящее за ней: «заходит» за ширму одна игрушка, а выходит другая; входит большая, а выходит маленькая; прячется за ширму шарик, а с другой стороны появляется кубик. Обязательно проговаривайте все названия, определения, действия. Показывайте, как можно обращаться с разными игрушками, какие звуки они издают. Возьмите зеркало размером с альбомный лист и расположите его так, чтобы ребенок мог видеть собственное отражение. Можете посадить ребенка к себе на колени. Также можно расположить зеркало на полу, положив ребенка на живот таким образом, чтобы его лицо оказалось над зеркалом.
4. РАЗВИВАЙТЕ ДВИГАТЕЛЬНУЮ СФЕРУ
Стимулируйте ползание — это важнейший этап в движениях ребенка! Тренируйте пинцетный захват – давайте мелкие предметы (под присмотром!), играйте с крупами.