Найти тему
С Богом по жизни

СОХРАНИТЬ СЕБЯ В ИСПЫТАНИЯХ

“Блажен человек, который переносит искушение, потому что, будучи испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть” (Иак. 1:12-15).

“Стишок старого моряка” — поэма Сэмюэла Тейлора Кольриджа о старом моряке, который рассказывает свою историю о море другому персонажу, когда они оба присутствуют в качестве гостей на свадьбе. Старый моряк был единственным выжившим на корабле, который из-за ветра отклонился от курса, но в конце концов был принесен течением из антарктических морей к родным берегам. Старый моряк относил свои злоключения на счет сверхъестественных сил, которые мстили ему за то, что он убил альбатроса, большую морскую птицу.

С тех пор, как Кольридж написал эту поэму, в некоторых странах люди употребляют выражение “альбатрос на шее”, когда хотят сказать о какой-либо трудности или неприятности. Без сомнения, испытания, которые нам приходится переносить в жизни, можно представить в виде такого вот непрерывно раздражающего “альбатроса” на шее.

Жизнь христианина не всегда так безмятежна, как ее часто представляют. У христиан бывают беды и несчастья точно так же, как и у других людей. Их тела так же восприимчивы к болезням и ранам, как и тела их соседей. Их дома могут загореться, их имущество могут похитить, они могут потерять работу, а их семьям могут угрожать — как и всем другим!

Но опаснее всего для христиан — позволить жизненным испытаниям из внешнего мира превратиться в искушения внутри них. Оказавшись в трудном положении, мы можем начать роптать на Бога, сомневаться в Его любви и противиться Его воле. В 1:12-15 Иаков говорит о двух противоположных реакциях на испытания в нашей жизни. Окончательный результат зависит от того, какую роль мы позволяем играть нашей вере в жизненных испытаниях.

РЕАКЦИЯ, ПРИНОСЯЩАЯ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, — СТОЙКОЕ ПЕРЕНЕСЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

Связаны ли они с бедностью, социальной несправедливостью или болезнью, испытания всегда нелегко переносить. Иаков с самого начала говорит, что для христианина, на долю которого выпало испытание, на первом месте стоит терпение (1:3, 4, 12). Мы должны до конца перенести испытание, сохранив верность несмотря ни на что. Не из всякого испытания мы выйдем победителями. Но мы никогда не должны сдаваться или позволять жизненным испытаниям одолеть нас.

Иаков говорит, что человек, с терпением переносящий испытание, “блажен”. Греческое слово, переведенное “блажен”, с тем же успехом можно перевести как “счастлив”. К сожалению, ни тот, ни другой перевод не передает полного значения этого слова. Греки употребляли его для описания идиллической жизни своих бессмертных “богов”.

Если брать во внимание контекст, Иаков, по-видимому, говорит о жизни, не связанной с проблемами этого мира. Он представляет “блаженство” как вознаграждение от Бога. Библия часто учит, что Бог вознаграждает (Кол. 3:23, 24; Евр. 11:6). Награда тому, кто терпеливо переносит испытания, — “венец жизни”. Хотя слово “венец” может относиться к царской короне, более вероятно, особенно в данном контексте, что оно указывает на венок, который получал победивший атлет. Иаков говорит, что христианин, одержавший победу в борьбе с испытаниями, получит награду, и эта награда — венец жизни (жизни, свободной от борений этого мира).

РЕАКЦИЯ САМООПРАВДАНИЯ — УСТУПКА ИСКУШЕНИЮ ВО ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ

Мы, люди, любим “переводить стрелки”. Как часто мы слышим от наших детей: “Он первый начал”; “Он заставил меня”; “Не смотри на меня, я не виноват”. Но не только дети стараются уклониться от ответственности за свои поступки. Флип Уилсон рассмешил миллионы людей, сказав: “Это дьявол заставил меня так поступить”. Почему они смеялись? Потому что его увертка отражала наше собственное желание избежать ответственности за свои действия. Иаков обеспокоен тем, что некоторые винили Бога, а не дьявола, в своих бедах, искушениях и совершенных в результате грехах.

Основываясь на своих наблюдениях и толкованиях жизненных перипетий, иудеи считали, что человек — это ходячая гражданская война. У них сложилось представление, что в каждом человеке существуют две тенденции, или две натуры, добрая и злая, борющиеся друг с другом. Мы, как и Павел (Рим. 7:15), согласны с этим, но подобное представление не говорит, откуда взялась эта тенденция к злу.

Далее иудеи говорили: “Поскольку Бог сотворил меня таким, Он и несет ответственность за мой грех”. Подобное стремление обвинить Бога известна нам со времен Адама. Он сказал: “Жена, которую Ты мне дал...” (Быт. 3:12). Шотландский поэт Роберт Бернс выразил такую же мысль, сказав:

Ты знаешь, что меня Ты сотворил
С бурными и сильными страстями;
И, слушаясь их гласа колдовского,
Так часто я грешил.

Люди часто будут восклицать в защиту своих грешных поступков: “Я всего лишь человек”. Это подразумевает, что мы не должны отвечать за свои действия, поскольку Бог сотворил нас такими.

Иаков старается изменить подобный образ мыслей. Если мы грешим, если мы поддаемся искушению, давайте признаемся в этом и двинемся дальше. Давайте не будем обвинять Бога, словно Он изобретает способы, как заставить нас оступиться и пасть. Иаков говорит: “...потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого” (1:13). Говорить, что Бог несет ответственность за искушение творить зло, значит проявлять полное незнание Его сущности. Бог никогда не познавал зла и никогда не искушался злом. Как Он может быть ответственным за искушение кого-либо? Он не может!

Наши души разрушает уступчивость к искушению. Ясно, что подвергаться искушению не грешно. Если бы это было так, то Иисус был бы грешником, так как сатана искушал Его (Мф. 4). Грех — поддаться искушению и совершить тот неправедный поступок, к которому вас склоняли. Старинная пословица гласит: “Птицам не запретишь летать над вашей головой, но вам не нужно позволять им гнездиться в ваших волосах”. Искушений не избежать, но поддаваться им не нужно.

В стихах 14 и 15 показана нисходящая прогрессия греха, и эту прогрессию можно описать четырьмя словами.

Похоть

Слово “похоть” как “необузданное порочное желание” очень точно передает то, что хотел выразить автор. Мы говорим о “похоти”, когда данное Богом желание используется так, как Бог не предназначал. Например, есть — нормально, а обжорство — грех; спать — нормально, а лень — грех. Как говорится в Евр. 13:4: “Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог”.

Обман

Ни одна “похоть” не выглядит такой, какой она является на самом деле! Сатана раскрашивает ее, чтобы мы “увлекались и обольщались”. В одном английском переводе в этом месте создается яркий образ рыбной ловли с соответствующими терминами: “приманить” и “поймать на крючок”. Рыба плывет себе, ни о чем таком не думая, и вдруг замечает болтающегося червяка. Пока еще ничего не произошло; она только подверглась искушению. Вскоре она уже плавает вокруг червяка, и по-прежнему в этом нет ничего плохого. Но когда это желание внутри нее одержит верх над ее естественной осторожностью по отношению к червяку, “висящему” в воде, она будет “поймана на крючок”.

Сатане хорошо известны наши сильные и слабые стороны. Он знает, что увлечет, обольстит и обманет нас. Если искушение не задело глубоко внутри нас какую-либо ответственную струну, это не будет искушением.

Непослушание

В Библии содержатся многочисленные примеры того, как похоть рождает проявление непослушания (или даже стиль жизни, заключающийся в непослушании). Ева захотела запретного плода, и это ее желание вылилось в неповиновение. Амнон возжелал Фамари, и его неукротимое желание превратило его в зверя. Ахаву так сильно хотелось получить виноградник Навуфея, что он совершил ужасное злодеяние. Необузданная страсть Давида к Вирсавии привела к прелюбодеянию и убийству.

Мы должны научиться проявлять силу воли и громко говорить искушению решительное “Нет!”

Смерть

Дж. Филлипс переводит стих 15 так: “...а грех в конце концов приводит к смерти”. Это является важным учением в Писании: “Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти” (Прит. 14:12); “Ибо возмездие за грех — смерть” (Рим. 6:23). Грех никогда не делает нашу жизнь лучше. Грех имеет такое свойство, что, когда мы предаемся ему, мы теряем и никогда ничего не приобретаем в наших отношениях с вечным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подвергаться искушению во времена тяжелых испытаний не позорно; это часть нашего роста и развития как христиан. Давайте учиться осознавать опасности и быть готовыми обращаться к Богу за помощью (1 Кор. 10:13).