Конспект урока «Мир природы и человека», 2 класс
Тема урока: «Части растений»
Цель: ознакомление с частями растений, определение этих частей.
Задачи: 1.знакомство с разнообразием растительного мира;
2. развитие познавательных процессов (внимания, мышления, памяти);
3. воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: картинка по теме, разрезанная на части; цветные карандаши.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы подросли, умеете себя вести на уроке и, как вы будете отвечать. Повернитесь к нашим гостям и улыбнитесь, а теперь подарите свои улыбки соседу по парте, теперь посмотрите на меня и озарите своими красивыми улыбками.
Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы с вами повторили, что природа у нас делится на две группы. На какие две группы делится природа? (на неживую и живую)
- Догадайтесь, о какой природе мы будем говорить сегодня на уроке.
- Чтобы узнать тему урока, я вам предлагаю игру «Угадай-ка».
- У каждого на столе лежат картинки. Вы должны произнести, что изображено на вашей картинке и прикрепить к доске.
- К какой группе относятся все отгадки? К живой или неживой природе? (к живой природе)
- Приведите примеры живой природы (несколько примеров)
- Кто лишний и почему?
- Убираем ёжика и остаются…
Определение темы и целей урока.
- Вот мы и угадали название темы урока «Растения». Правильно.
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Сегодня мы будем знакомиться с растениями, узнаем много интересного о них, выясним, чем они похожи и чем отличаются друг от друга, а также из каких частей они состоят.
Новая тема.
- Посмотрите внимательно, на какие группы можно разделить растения? (деревья, кустарники, травы)
- На сколько групп делятся все растения? (на 3 группы)
- Почему их разделили на 3 группы?
- Чем они отличаются друг от друга? (выше, ниже, у самой земли)
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Изучение нового материала
- Откройте стр. 5 учебника. Что мы видим на рисунке? (правильно, растения)
Если присмотреться к растениям внимательно, то можно заметить, что они состоят из разных частей. Эти части называются органами, и всего их 5:
1. корень;
2. стебель;
3. лист;
4. цветок;
5. плод с семенами. Посмотрите на экран.
- Корень находится в земле. Его почти не видно. Но без него растение никак не может жить. Корень удерживает растение в земле, всасывает воду и питательные вещества.
- Откройте стр. 6 учебника. Рассмотрите и покажите на рисунке корни растений.
- Подумайте, у какого растения самый прочный корень. (у дерева)
- Почему вы так думаете? (потому что корень дерева самый широкий и глубокий, он прочно удерживает дерево на земле).
- Стебель помогает растению тянуться к свету. Он держит листья и цветы. По стеблю питательные вещества передвигаются от корня к другим частям растения.
- Обратите внимание, что стебель может быть прямым, как у василька, коротким, как у лука, и стелющимся, как у огурца (стр. 6-7 учебника).
- Вспомните, как называется стебель дерева (ствол).
- Как вы думаете, почему он такой прочный? (потому что дерево высокое, если его ствол будет мягким, он просто согнётся и сломается от тяжести и ветра).
- Листья есть у каждого растения. С помощью листьев растения очищают воздух и наполняют его кислородом, без которого мы не можем жить. Листья бывают разной формы и размера.
- Рассмотрите листья и прочитайте названия деревьев (на стр. 8 учебника). Дуб и берёза – лиственные растения.
- У ели и сосны необычные листья. Они называются хвоя (хоровое проговаривание). Поэтому ель и сосну называют хвойными деревьями (хоровое проговаривание).
- Цветы – самая красивая часть растений и у них приятный аромат.
- Из них образуются плоды – это то, что люди ценят больше всего в растениях. Яблоки, груши, сливы, персики и абрикосы – все это– плоды. И внутри этих плодов обычно бывают семечки или косточки. Это семена растений. Из них вырастают новые растения.
Закрепление изученного материала.
- Вот мы и изучили части растений, поэтому сейчас вместе повторим, какие части есть у растений? (корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами)
Игра «Собери цветок» Все части растения перепутались, вам нужно собрать их (разрезанная картинка).
- Нам нужно раскрасить цветок. Сначала раскрасим стебель (листья, цветок)
· Как называется цветок?
· Какого цвета листья, стебель, цветок?
· Когда отцветет цветок, что образуется?
· Какого цвета парашютики?
· Парашютики — это семена одуванчика, из которых появляются новые растения одуванчика.
Подведение итогов.
- Чтонового и полезного для себя вы узнали на уроке?
- Что было для вас сложным?
- Из каких частей состоит растение? (покажите цветок, стебель, лист, корень)
- Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?
Оценивание.
- Кто в классе был самым активным?
- Какую отметку он заслужил?
Домашнее задание.
Выучить части растения
Стр. 5-11 повторить.
- На этом урок окончен. Подготовьтесь к следующему уроку и можете выйти на перемену, сходить в туалет.