В первой части статьи мы начали разговор об отличиях параллельного импорта от «серого» и выяснили, что они, во-первых, есть. Во-вторых, правительству РФ очевидно претит сама идея легализации поставок без разрешения зарубежных правообладателей, но ситуация на рынке такова, что приходится переступить через принципы, лишь бы было хорошо потребителям. Теперь давайте посмотрим, в чём именно может выражаться эта забота о потребителе со стороны «параллельных» импортёров и почему такой заботе совершенно нет места в схеме поставок «в серую».
Кому – параллельно, а кому и нет
Чтобы ответить на вопрос, при каком импорте – параллельном или «сером» — права потребителя соблюдаются в большей степени, первым делом нужно уяснить, что параллельным импортом сейчас занимаются, в основном, те же продавцы, которые раньше были официальными поставщиками товаров определённых брендов. Они сами по себе довольно крупные компании, часто – с выстроенной годами сетью собственных фирменных сервисных центров, которые, как и прежде, могут осуществлять гарантийное обслуживание реализуемых в РФ товаров, хоть те уже и начали поступать к нам через посредников, а не напрямую от производителя. Кстати, последнее обстоятельство как раз объясняет, почему товары, ввезенные по схеме параллельного импорта, в большинстве своем, возросли в цене: с увеличением логистического плеча расходы бывших официалов также увеличились, и это нужно как-то компенсировать. При этом товар продолжает сертифицироваться с соблюдением всех правил таможни, а покупателям даётся некая гарантия на его качество с возможностью, в случае чего, вернуть товар обратно продавцу или же получить от него бесплатный гарантийный ремонт.
Что же под эту сурдинку делают «серые» импортёры? Они выступают как обычные перекупщики, выбрасывая на внутренний рынок РФ товары, мало того что не вошедшие в Перечень разрешённых к параллельному импорту, так ещё и непроверенного качества. Так, если брать в для примера моторные масла, то прежде чем таможня пропустит товар на внутренний рынок, образцы масел обязаны быть протестированы в аккредитованной лаборатории. В случае с «серым» импортом, в данной схеме часто задействуются несуществующие или же не имеющие соответствующей аккредитации лаборатории. Сами же сертификаты оформляются с использованием некорректных данных, но на это сложно не закрыть глаза, если цена товара ниже средней по рынку. Низкая цена — это и есть то преимущество, за счёт которого «серые» товары всегда пользовались и будут пользоваться спросом, вопреки любым законам и здравым рассуждениям и риске вместо оригинала купить подделку – ведь никто, включая самих «серых» импортёров не может поручиться, что за границей ими был приобретён подлинный товар.
Кроме того, существует такое понятие, как ориентированность товара на конкретные местные рынки. Зачастую линейки продуктов аналогичного назначения для внутреннего рынка и для экспорта в отдельные страны имеют отличия. Причём, последние могут касаться как дизайна упаковки и используемых на этикетке языков, так и непосредственно характеристик самого продукта. Скажем, моторные масла и технические жидкости, предназначенные сугубо для внутреннего рынка страны-экспортера, и те, которые разработаны с учётом особенностей рынка РФ, могут отличаться внешне и даже составом, а следовательно, иметь разнящиеся эксплуатационные качества.
Если говорить про масла бренда HYUNDAI XTeer, то их производитель совершенно точно делает описанные различия: аналогичные товары для внутреннего рынка Южной Кореи и предназначенные для экспорта товары собственного бренда компании Hyundai Oilbank между собой отличаются, также как отличаются между собой товары аналогичного назначения для разных экспортных рынков. И если опытным игрокам отечественного рынка это известно и они стараются приобретать за границей те товары, которые ориентированы конкретно на нашу местность, то «серым» импортёрам, в общем-то, на все эти тонкости «параллельно».
Кроме того, когда производится завоз по «серой» схеме, производитель, по понятным причинам, не может отследить, в каких условиях транспортируется товар, в то время как при официальных поставках условия транспортировки чётко регламентируются и неукоснительно соблюдаются всеми участниками цепочки поставок. В этом плане «параллельные» импортёры хотя бы стараются осуществлять такой контроль, что, кстати, довольно-таки реально, если у поставщика уже есть наработанные связи в транспортных компаниях или даже собственный автопарк для осуществления поставок, которым она пользовалась ещё в бытность официальным импортёром. У «серых» же фирм, как правило, таких ресурсов нет, и они прибегают к услугам случайных извозчиков, выбирая последних по простому принципу: чем меньше стоимость услуги — тем лучше. А уж что там произойдёт с товаром по пути к потребителю, по большому счету, всё равно.
Наконец, не стоит забывать про такую издержку «серого» импорта, как «демпинговые войны», которые неизбежно возникают на рынке, когда много продавцов одновременно выбрасывают в продажу товар одного и того же бренда по заниженным ценам. При параллельном же импорте такие последствия едва ли возможны: как мы уже написали выше, цены «параллельных» импортёров, напротив, имеют тенденцию к росту. Данное обстоятельство, конечно, не может нравиться потребителям, но оно же естественным образом регулирует рынок, не позволяя компаниям демпинговать конкурентов.
Получается, что схемы поставок «в серую» и «параллельно» схожи лишь формально. Разница — есть, и касается она, в первую очередь, обязательств и ответственности продавцов перед конечными потребителями.