Хочу разоблачить широко распространенный миф об обучении вообще и, в частности, снять налёт "эзотеричности" с главного метода, который используют в обучении даосы.
Постараюсь сделать это коротко. Размер не всегда имеет значение.
Если говорить откровенно, платформа Дзен - не то место, где разумно писать длинные, подробные статьи, обсуждать технические детали. Для тех, кому это действительно нужно, есть другие форматы общения.
Цель подобных статей - популяризация серьезных вещей для первого, "беглого" ознакомления широким кругом желающих.
Что, на мой взгляд, не является чем-то "желтым", а совершенно наоборот, ибо требует, с одной стороны, глубокого понимания "популяризируемого" предмета, а с другой, желания и способности это делать.
Конец длинного вступления, которое в данном случае было необходимо.
Что такое обучение?
Не так важно, важно, что это такое. Важно, что получается на выходе.
Подумайте о том, что в физике нет удовлетворительного определения понятия "энергия", и при этом физика оказалась весьма полезной штукой.
Обучение - это то, что помогает человеку стать более способным.
Если человек хочет увеличить способность запоминать определения из школьного учебника - без проблем. Все, что ему в этом поможет и есть "Обучение".
Вы спросите саркастически:
"Даже рыбий жир - это обучение (он улучшает память - слышал от мамы)?"
Я отвечу, что согласно определению, да, рыбий жир - это в данном примере обучение. И он точно лучшее обучение, чем школа, отбивающая у большинства желание учиться напрочь.
И я неспроста привел такой дикий пример.
Что нас согревает?
"Сколько ни говори "халва" - во рту слаще не станет" - гласит восточная пословица.
Допустим, вы хотите согреться. Что вы делаете? Разговариваете о тепле или идете поближе к батарее? Заходите в ближайшую кафешку или магазин, чтобы пальцы на ногах совсем не окоченели?
"Зачем я спрашиваю об очевидных вещах?" - спрашиваете.
Потому что нас совершенно не удивляет, что результат может быть получен не только через общение словами, но и другими, менее опосредованными методами.
Не удивляет до тех пор, пока не услышим, что даосы (а также йоги и многие другие) используют метод "прямой передачи знаний".
И вот тут большинство людей "встаёт на дыбы"!
"Эзотерика - шизотерика! Полная ерунда, махровый мистицизм!".
А когда просишь таких людей обратить внимание на некоторые вполне реальные результаты, которых достигают практикующие - отворачиваются.
Первое впечатление, основанное на глубоко впечатанных в подкорку предустановках, мешает даже начать смотреть в эту сторону. Не говоря уже о понимании или желании хотя бы попробовать.
Неочевидное, невероятное, но абсолютно реальное
Представьте ситуацию.
Вероятно вы помните если не опыт, то картинку из учебника физики.
Под бумажкой располагают постоянный магнит, а сверху бумажки насыпают металлические опилки. Опилки создают своеобразный, довольно красивый узор, располагаясь вдоль силовых линий магнитного поля.
Это никого не удивляет.
Но представьте, что вы показали эту очевидную вещь древнему человеку у первобытного костра? Вы либо сразу станете вождем, либо получите по башке дубиной.
"Это чудо!!! Такого не бывает!!!"
Вы пожимаете плечами, достаете магнит, объясняете - но ничего не меняется. Вам не верят.
Теперь промежуточный вопрос
Помогли бы вам слова нарисовать на бумажке рисунок металлическими опилками? Или все-таки эффективнее это сделать напрямую, непосредственно?
Теперь уже вы удивляетесь.
"При чем тут слова? Чтобы переместить кусочки материи нужна энергия!"
Именно.
Для изменений нужна энергия, которая без информации (между прочим) не бывает.
О даосском методе обучения
Даосские учителя используют прямые методы обучения (то есть методы изменения человека).
В точности, как в примере с магнитом, опилками и попыткой "заговора" металлических опилок с целью заставить их изменить положение на бумажке.
Цель даосского обучения - увеличение человеческих способностей, реальная трансформация человека с целью улучшения качества его жизни.
Разговоры могут быть полезны, если человеку нужны истории о том, почему даосские методы так эффективны. Но разговоры не изменяют человека, изменяет энергия. А энергия не бывает, как я уже сказал, без информации.
Чтобы энергия могла произвести нужные изменения, нужен человек, у которого она есть нужного качества. То есть нужен учитель.
(Поэтому я и определяю психологию не как науку, а как "человек плюс другой человек". Другой человек определенного уровня критически важен, без этого никаких заметных изменений не происходит)
Хотите и это утверждение проверить?
"Сколько раз говорила, а ему что об стенку горох!!!"
Синдром дурака непонимания
Странные люди бывают, честное слово.
С одной стороны, искренне верят, что обмениваясь испускаемыми изо рта звуковыми колебаниями возможно учиться. Стать умнее развить способности, стать лучше, счастливее и всякое такое.
При этом точно зная, что "как об стенку горох!", что никто из знакомых, не исключая и его самого, таким методом мало чему научился, кроме запоминания текстов и формул в учебниках. Да и то, судя по результатам ЕГЭ ...
С другой стороны, эти же люди удивляются, сильно нервничают и даже обзываются "эзотериками-шизотериками" на тех, кто знает, что обмениваться можно не только звуковыми колебаниями, но и многими другими, на других частотах.
Эти странные люди верят, что изменить материю (а тело человека материально, как и его мозг) можно только посредством энергии, веря при этом в исключительность обучения только посредством слов.
Слова это тоже энергия, но не единственный же вид? И даже не самый сильный.
Вот это примерно то, что я хотел сказать о "Прямом методе обучения", который используют все серьезные учителя. О том, почему, с моей точки зрения, психология - это всегда один человек плюс другой человек.
Вероятность увидеть следующие статьи резко возрастает при подписке
==========================
Приглашаю вас в свою группу ВК.
На комментарии отвечаю.
==========================