Найти тему
КруиЗеро

Невезучий «Князь Владимир», или как я дважды не попал в круиз по Чёрному морю (часть 2)

Сергей Балакин

«Князь Владимир» в порту Сочи, август 2021 г. Фото автора
«Князь Владимир» в порту Сочи, август 2021 г. Фото автора

Первая часть статьи здесь.

Существует популярное, хотя и бездоказательное утверждение: мол, снаряд в одну воронку дважды не попадает. Увы, моя вторая попытка отправиться в круиз по Чёрному морю на «Князе Владимире» лишний раз подтвердила, что это утверждение есть заблуждение.

Итак, после того, как в мае 2018 года мои круизные планы потерпели фиаско, всякое желание пользоваться услугами компании «Черноморские круизы» пропало. Но из-за разразившейся пандемии коронавируса ситуация с морскими путешествиями кардинально изменилась. К 2021 году «Князь Владимир» остался единственным доступным для нас морским круизным судном. Иностранные компании практически полностью остановили свою деятельность, а те немногие, что ещё продолжали кое-где работать, требовали от клиентов обязательной вакцинации препаратами, одобренными ВОЗ. Наш «Спутник V», как известно, в их число не входит.

После 2018 года «Князь Владимир» в течение летних навигаций совершал круизы по Чёрному морю более-менее регулярно. Хотя часть рейсов из-за пандемии отменили, но о каких-либо крупных ЧП или связанных с лайнером скандалах информации не поступало. Подумав, мы в 2021 году решили повторить попытку и приобрели круиз, который должен был состояться с 29 августа по 4 сентября. Маршрут остался прежним, лишь изменилась последовательность заходов: Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь (2 дня) – Сочи. Цена за прошедшие три года выросла в полтора раза – теперь за самую дешёвую внутреннюю каюту пришлось заплатить 75 430 руб., т.е. по 37 715 руб. на человека. Дороговато, конечно, но не дороже, чем большинство речных круизов такой же продолжительности. А море есть море. Фанатом речных путешествий я так и не стал. Морские волны, воздух, ветер, закаты, пейзажи меня всегда привлекали гораздо больше. Разве увидишь на реке вот такую красоту?

Шторм в Тихом океане, 2013 г. Здесь и далее – все фото автора
Шторм в Тихом океане, 2013 г. Здесь и далее – все фото автора

Верные своим традициям, мы с женой прилетели в Сочи 28 августа, за день до начала круиза. Искупались в море, погуляли по тем местам, которые недосмотрели в прошлый раз. Мы остановились на одну ночь в апартаментах, расположенных в очень удобном месте - на улице Орджоникидзе. Кстати, утверждения о баснословных ценах в гостиницах Сочи на мой взгляд не соответствуют действительности. Оба раза – и в 2018-м, и в 2021 годах, нам удавалось снять в городе приличное жильё за вполне разумные деньги. Просто нужно всего лишь потратить некоторое время на поиск и анализ предложений в интернете.

Казалось, всё шло хорошо, вода в море была тёплой и на удивление чистой, небо ясным, вино вкусным.)) Но вечером пришло первое неприятное известие. Круизная компания прислала СМС-сообщение, что заселение на теплоход завтра состоится по графику, однако выход судна в рейс задерживается на день. А первый заход - в Новороссийск - отменяется. Обидно: ведь Новороссийск – единственный город в нашем путешествии, где мы ещё не были. Но что поделаешь, пришлось принять это как должное.

На следующий день мы благополучно прошли регистрацию и оказались на борту судна. Причину задержки с выходом в рейс нам объяснили какой-то накладкой с оформлением документов. Это показалось странным, но сам факт размещения пассажиров в каютах вселял надежду, что круиз всё же состоится, пусть и в слегка урезанном виде.

«Князь Владимир» у причала в порту Сочи:

-3
-4

Если в прошлый раз я видел «Князь Владимир» лишь издалека, то теперь смог познакомиться с судном вплотную. Вот первые впечатления от прогулки по его палубам.

Вид с верхней палубы на пассажирский терминал порта Сочи:

-5

Бассейн на верхней (солнечной) палубе:

-6

Вид на бассейн из бара «Lido» на верхней палубе:

-7

Бар «Lido» рано утром, до открытия:

-8

Вид с верхней палубы на кормовые бассейны - взрослый и детский:

-9

Вид со шлюпочной палубы от кормового бассейна:

-10

Шлюпочная палуба:

-11

По шлюпочной палубе проходит круговой променад, по которому можно выйти в носовую часть судна. Отличное место для фотографов!

-12

Вид с променада шлюпочной палубы на бак:

-13

Холл у лифтов и трапов. «Фишка» лайнера – зеркальный потолок (подволок, если быть точным), который присутствует во многих помещениях:

-14

Интерьер ещё одного холла:

-15

Один из салонов:

-16

На стенах увидел работы знакомых фотографов – Ю.Масляева, А.Алякринского и А.Кильмета:

-17

В оформлении интерьеров фотографии чередуются с живописными работами:

-18
-19

Конечно, сравнивать наш отечественный теплоход-ветеран с современными круизными лайнерами ведущих зарубежных компаний бессмысленно. Но в целом по компоновке и интерьерам он оказался лучше, чем я ожидал. И если бы не ужасная система кондиционирования в каюте, то нахождение на борту можно было бы с некоторой натяжкой назвать комфортным. Однако нерегулируемый кондиционер во внутренней каюте сильно портил впечатление. Погода в те дни стояла очень жаркая, без кондиционирования мы бы задохнулись, но спрятаться от холодного ветродуя в каюте было невозможно. Забегая вперёд, скажу, что после двух проведённых на борту ночей мы с женой вернулись домой вдрызг простуженными и долго не могли прийти в себя.

Тем временем круизное настроение ещё сохранялось. Рестораны, бары и бассейны работали, аниматоры всячески старались развлечь гостей судна:

-20

Утром 30 августа, отправляясь в город, мы спросили, во сколько часов отход и когда надо вернуться на борт, но внятного ответа не получили. Нам сказали: сегодня после обеда состоится встреча с президентом круизной компании, он всё скажет. Стало понятно, что задержкой с выходом дело не ограничится - теперь весь наш круиз под большим вопросом.

Предчувствие нас не обмануло.

Это концертный зал «Князя Владимира». Пока пустой:

-21

А это он же перед встречей с гендиректором круизной компании. Пассажиры ропщут и требуют разъяснений.

-22

Гендиректор ООО «Черноморские круизы» со звучной фамилией Брежнев опаздывал (как нам объяснили, пробки), поэтому первым удар на себя принял круиз-директор, заявивший, что наш рейс, а также оба последующих, отменяются. Появившийся позже Брежнев подтвердил эту информацию. Как оказалось, у лайнера закончился срок действия старого санитарного судового свидетельства, а получить новое компания не успела. Мол, во всём виноваты бюрократы из Роспотребнадзора... Звучит как-то неубедительно. Допускаю, что чиновники Роспотребнадзора не слишком расторопны, но что мешало судовладельцу подать документы заранее? А когда выяснилось, что помимо санитарного свидетельства у судна просрочена ещё и лицензия (причём срок её действия истёк за две недели до выхода в море), то всё стало ясно. В общем, если в 2018 году наш круиз отменили из-за форс-мажорных обстоятельств, то в 2021-м – из-за банального раздолбайства сотрудников компании-судовладельца.

Александру Брежневу пришлось проявить недюжинный артистизм, чтобы погасить недовольство собравшихся в зале:

-23

Многие негодовали – ведь среди пассажиров было немало тех, кто прилетел в Сочи из дальних уголков России вместе с детьми. В итоге всем нам были предложены на выбор три варианта:

1.Вы завтра покидаете каюты, и вам возмещаются затраты на круиз и билеты в полном объёме, без вычета за проживание на борту в течение двух дней.

2. Вы остаётесь жить в каютах, как в отеле, вам предоставляется трёхразовое питание, а также бесплатные экскурсии по Сочи и олимпийским объектам, включая Красную Поляну.

3. Вы можете перенести круиз на 2022 год без доплат.

Мы с супругой выбрали первый вариант. Оставаться на борту было крайне невыгодно: в городе можно найти куда более комфортное и удобно расположенное жильё за гораздо меньшие деньги. Тем не менее, часть пассажиров всё же осталась на судне. Не знаю, нашлись ли те, кто выбрал третий вариант. Если нашлись, то они прогадали больше всех. В 2022 году все круизы «Князя Владимира» были по понятным причинам отменены. Лайнер всю навигацию простоял в Севастополе; там он находится и сейчас.

Деньги за круиз нам вернули быстро. А вот с компенсацией за авиабилеты эпопея тянулась больше четырёх месяцев. Деньги за них пришли лишь в январе 2022-го. И не все, а только часть. В отличие от первого сорванного круиза, теперь авиабилеты, экстренно купленные на новую дату и оттого самые дорогие, так и остались не оплаченными. Но мы не стали из-за них скандалить. В конце концов, трое суток в Сочи мы провели не самым худшим образом, и суммарные затраты на эту поездку оказались более чем умеренными.

Последний вечер в Сочи – вид с борта «Князя Владимира» на гавань, старый морской вокзал и расцвеченную телебашню:

-24

В заключение надо упомянуть, что в 2022 году круизы из Сочи всё же возродились, причём в новой реинкарнации. Приобретённый частной компанией лайнер «AIDAcara», переименованный в «Astoria Grande», с июля этого года начал совершать недельные круговые рейсы по портам Турции. В некотором роде новый черноморский лайнер стал преемником несчастливого «Князя».

«AIDAcara» как-то мне встретилась в Санкт-Петербурге, задолго до того, как она превратилась в «Astoria Grande»:

-25

Новый круизный маршрут, в отличие от «президентского», теперь сугубо коммерческий. Насколько он будет успешен, предсказать трудно. Но приведу небольшую таблицу – так сказать, информацию к размышлению.

Минимальная стоимость круиза (лайнер, дата, продолжительность круиза, стоимость одного места во внутренней двухместной каюте):

-«Князь Владимир», май 2018 г., из Сочи, 6 ночей – 24 007 р.

-«Князь Владимир», август 2021 г., из Сочи, 6 ночей – 37 715 р.

-«Astoria Grande», май 2023 г., из Сочи, 7 ночей – 94 080 р.

-«MSC Splendida», май 2023 г. из Стамбула, 9 ночей – 31 350 р.

Мне кажется, тут и комментировать нечего…

Все фото сделаны автором.

Первая часть статьи здесь.

А здесь перечень моих морских и речных путешествий, о которых я планирую рассказать в будущем.