Найти тему

О чём на самом деле поётся в песне группы Иван Купала «Кострома»

Некоторые люди до сих пор думают, что в песне поётся о старинном русском городе Кострома. В 1999 году, когда вышел альбом, не каждый мог четко расслышать слова песни, и многим запомнилось только: «Здорово, Кострома! - Здоровенько!». Некоторые и вовсе думали, что эта песня просто прикол, этакий абсурдизм для привлечения внимания. Но на самом деле песня имеет свой исторический смысл, который для современного русского человек уже мало понятен, но зато несёт в себе важный культурный код. Почти все песни группы «Иван Купала» были созданы на основе русского народного фольклора.

Обложка первого альбома группы  «Иван Купала» «Кострома»
Обложка первого альбома группы «Иван Купала» «Кострома»

Для того чтобы собрать материал для записи своего дебютного альбома, участники коллектива ездили в этнографические экспедиции в Брянскую, Архангельскую и Мурманскую области. Также они тщательно изучали материалы фольклористов, этнографов и прослушивали старые записи вокальных коллективов XX века. Первый альбом «Кострома» вызвал в 1999 году настоящий фурор! По мнению музыкальных экспертов, их сборник стал одним из лучших образцов смешения этнических песен и современной танцевальной музыки. Но самое главное, таким путём удалось привлечь внимание к исконной русской культуре подрастающее поколение. Но, увы, не все поняли смысл и особую атмосферу песен. А ведь фольклор являлся важной частью жизни языческих славян. Христианство (православие) пришло к нам из Киевской Руси, а наша исконная подлинная культура несправедливо забыта. Хорошо, что в наши дни ещё хорошо помнят Масленицу и Коляду.

-2

На самом деле Кострома в славянской мифологии является богиней весны и плодородия. Родная сестра Купалы. Чаще всего она представлялась как молодая девушка в белом одеянии и с дубовой веткой в руках - ключевой персонаж в обряде «проводы Весны». Весну изображала ряженая соломенная девушка - чучело, которую называли Кострубонькой или Костромой. Вокруг нее водили хороводы, совершая важные обряды для накопления энергии плодородия, которую нужно было передать полям. Затем чучело сжигали, либо хоронили, сопровождая обряд оплакиванием и пением песен. Праздник прощания с Весной проходил в конце мая или в начале июня. Позже он выпадал на Духов день. Как раз песня «Кострома» основана на обрядовом напеве, построенном в виде диалога:

«Здорово, Кострома!
-Здоровенько!
-Что вы делаете?
-А, милая, мы от красна ткём
-Ну помогай Вам Бог
Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома...
А у Костромушки кисель с молоком, молоком
А у Костромушки блины с творогом»
Похороны Костромы. Рисунок с лубка, XIX век
Похороны Костромы. Рисунок с лубка, XIX век

Кстати, в создании песни принимал участие хор бабушек из деревни Дорожо́во Брянской области. В Советское время Дорожовский народный хор являлся популярным фольклорным коллективом Брянской области, известным далеко за её пределами. А сейчас нет уже ни бабушек тех, ни деревни. В 2010 году население уже было 18 человек. Печально. Ведь именно фольклор, русские народные песни, танцы, костюмы, традиции и есть наша исконная культура. Единственную просветительскую Передачу «Играй гармонь, любимая» нынче и вовсе убрали на раннее утро воскресенья (06:55).

А что Вы думаете о песне «Кострома» и традиционной русской культуре? Поделитесь вашим мнением в комментариях.

Спасибо Вам за внимание и до новых встреч на Дзене!