Арт-объекты инклюзивной выставки «Искусство быть: запредельно близко» разместятся на двух площадках, — в музейном центре «Палаты» и Центре современной культуры «Флигель».
Девять тактильных арт-объектов, отобранных со всей России, увидят жители и гости Владимира на нашей выставке в Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном музее-заповеднике (Музейном центре «Палаты») и в Центре современной культуры «Флигель» со 2 декабря 2022 г. по 22 января 2023 года.
Работы можно потрогать, послушать, подвигать, понюхать. А при большом желании можно и в целом видоизменить инсталляцию! Так художники выстраивают контакт с посетителями: через арт-объекты они рассказывают об инклюзии, о тех ситуациях, с которыми приходится сталкиваться людям с ОВЗ.
На выставке «Искусство быть: запредельно близко» жители и гости Владимира познакомятся с девятью инклюзивными арт-объектами художников проекта:
Дарья Яковишина «Отражение ускользающего времени»
Дарья предлагает стать соавторами проекта, проводя пальцами по рельефу. Переплетающиеся рисунки, созданные зрителями в рамках выставки, превратятся в многоголосие образов, запечатленных во времени.
Взаимодействие с арт-объектом позволит посетителям почувствовать свою значимость, ощутить влияние на окружающий мир. Выступая здесь в качестве автора своей жизни, который может менять ее на свое усмотрение, работа оказывает терапевтический эффект.
Анастасия Ковалева «Без названия»
«Без названия» воспринимается каждым посетителем по-разному: при освещении его светом арт-объект может вызывать одни ассоциации, без световой подсветки – другие. Автор наглядно демонстрирует нам, что никто не может до конца понять другого человека, пока он сам не откроется нам. Для посетителей выставки этот арт-объект, вне сомнения, несет реабилитационный потенциал, который развивает фантазию.
Арт-группа Хочу Быть Соковым «Сигнальный экземпляр»
На выставке представлен «Сигнальный экземпляр» — разговорник арт-резиденции «Искусство быть», реализованной для художников в июне 2022 года. Здесь обозначены слова, фразы, обрывки предложений, которые чаще всего появлялись в разговоре участников. Они показывают, что больше всего волнует художников в вопросах инклюзивной культуры.
Арт-объект, зашифрованный в слова, наглядно демонстрирует нам посыл о целостности. Если смотреть на работу авторов и видеть отдельные слова, то мы не сможем увидеть сути. А суть в том, что каждого человека, будь он нормотипичным или с инвалидностью, стоит обозревать целостно, а не с точки зрения его особенностей. Здесь мы призываем видеть в каждом личность, а не человека, у которого ограничены возможности.
Валентина Андреева «Ткань слуха»
В основе проекта лежит личная история слабослышащей художницы. Ткань слуха – это разговор о восприятии звука слабослышащим человеком. Сплетенные вручную шелковые полосы становятся большим полотном, движение которого позволяет прорываться свету и воздуху: но лишь отрывками, частями, с упущениями.
Здесь мы видим целостное полотно, но в нем есть прорези. Также и в жизни, мы смотрим на человека и не всегда можем догадаться, что у него есть особенности в состоянии здоровья. Автор предлагает нам вместе задуматься о том, что не стоит оценивать собеседника по первому впечатлению и не сравнивать его с собой.
Яна Васильева «Остров камней и равновесия»
«Остров камней и равновесия» – тактильная и интерактивная инсталляция. Зритель может вступить во взаимодействие – беспрепятственно менять места жительства скульптур и камней. Мы погружаемся в процесс, напряжение смещается, энергия аккумулируется и чуткими касаниями активируется нежное бессознательное.
Этой работой автор предлагает нам вступить в диалог с самим собой, взаимодействовать с арт-объектом тактильно. Переставляя элементы они оказывают терапевтический эффект. Автор предлагает задуматься над ролью каждого в своей собственной жизни, насколько каждый из нас способен принимать решения и брать за них ответственность или только плыть по течению.
Александра Саленкова, Елены Скрипкиной и Павла Булгакова Проект «Топография хрупкости»
В site-specific инсталляции «Топография хрупкости» авторы при помощи пластических и оптических свойств стекла, состояния воды, визуальных образов художественной фотографии и других материалов задаются вопросом:
можно ли оставаться не включенным, не опираясь на способность мыслить позитивно, воспринимая это, как жест идентичности, опосредованной личным телесным опытом и сознанием индивида, в том числе человека с инвалидностью?
С помощью арт-объекта и метафорической двери посетители смогут войти и выйти в любое время, авторы создали своеобразную машину времени и предлагает каждому почувствовать себя в разных состояниях. Например, можно пережить опыт человека с особенностями зрения или «перенестись» на несколько столетий назад.
Анны Мартыненко Проект «Панграмма»
«Панграмма» – это проект, который позволяет визуализировать голос в форме скульптурных слепков. Звук голоса становится визуальным и объёмным, и мы можем его увидеть либо потрогать. Проект предполагает реабилитационный потенциал для людей с особенностями слуха.
Здесь автор предлагает нам получить опыт трансформации голоса в графический образ. Что примечательно, каждый голос, как отпечатки пальцев, неповторим, поэтому каждый посетитель увидит свою собственную и ни на кого не похожую «Панграмма».
Людмила Михайлова «LIGHTINCLUSION» (короткометражный фильм)
Фильм основан на художественном исследовании света. Объектом исследования стала серия интервью с людьми с особенностями восприятия, которые делились своими размышлениями о культуре света в городе, о значении и роли света в их восприятии мира, о его природе и особенностях. Главный вопрос, который был задан участникам интервью – способен ли свет сделать пространство доступным, комфортным, инклюзивным?
Работая над светом в городе, настраивая его под разные запросы, мы можем делать город близким, понятным, «своим». Впервые применяя световую оптику к вопросам инклюзивной культуры, к ее ценностям и ориентирам, участники проекта делают попытку показать, как на практике необходимо работать с инклюзией в городе.
Картина доступна для мультисенсорного восприятия благодаря соединению музыки, световых образов и переплетения речевых отрывков из интервью.
При содействии бюро светодизайна «Культура света».
В фильме использована авторская музыка Аделии Файзуллиной.
Валерий Казас и Юлия Казас (Юка Юка) «Быть внутри» (интерактивная инсталляция)
Проект посвящен передаче базовых ощущений через простые формы. Перед вами трехчастная инсталляция – мир в миниатюре, предлагающий получить концентрированную гамму ощущений. Важно, что зритель не ограничивается здесь только визуальным опытом, но также открывает новое тактильно. Исключение из мира реального и погружение в мир фантазий, в котором угадываются знакомые каждому формы и образы, поднимает вопрос о роли субъективного: опыт обнаруживает себя индивидуальным и единичным, а эмоция становится движущей и скрепляющей силой в выстраивании диалога с самим собой и с окружающим миром.
Искусство здесь становится проводником: эстетический опыт усиливает чувство удовольствия не от результата познания чего-либо, а от самого процесса. Художники в своем проекте играют с масштабами, материалами и образами, обращаются к формату детских парков развлечений, где мир сужается настолько, что пространство выражается словом «здесь», а время – «сейчас». А познание зрителя начинается с любопытства, которое не зависит от возраста, профессиональных навыков и особенностей восприятия.
Автор «Быть внутри» рассказывает нам про историю маленького человека, отсылая нас к героям русской литературы 19 века. Взаимодействуя с арт-объектом каждый может почувствовать себя «пылинкой» в этом мире. Здесь каждому предлагается задуматься, влияем ли мы на что-то, зависит ли что-либо в этой жизни от нас? Автор рассуждает о роли человека, его значимости: доверяем ли мы свою жизнь судьбе или берем ответственность за себя и способны изменить свою жизнь. Главный вопрос, над которым предлагает задуматься автор: как я чувствую себя сейчас и могу ли я управлять своей жизнью?
Выставка «Искусство быть: запредельно близко» пройдет в Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном музее-заповеднике (Музейном центре «Палаты») и в Центре современной культуры «Флигель» со 2 декабря 2022 г. по 22 января 2023 г.
«Искусство быть» — один из проектов благотворительного фонда «Гольфстрим». Проект реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.
Подробнее о проекте на сайте фонда «Гольфстрим» здесь
Официальная группа проекта в ВКонтакте