12,9K подписчиков

Советские локомотивы Северного Кавказа, которых больше нет

5,2K прочитали

В начале 2014 года на юг России обрушились такие снегопады, что некоторые города были полностью парализованы. Улицы Ростова-на-Дону оказались совершенно непроходимыми, трасса "Дон" стояла 3 дня, и даже железная дорога работала через пень-колоду. Однако такие мелочи не помешали мне и двум моим друзьям отправиться в эпицентр событий для того, чтобы сфотографировать красивые локомотивы, которых сейчас, в 2022 году, уже в России и не встретить.

Очень хорошо, что через фотографию нельзя передать порывистый ветер и 25-градусный мороз, иначе вам пришлось бы читать эту статью в пуховике.
Очень хорошо, что через фотографию нельзя передать порывистый ветер и 25-градусный мороз, иначе вам пришлось бы читать эту статью в пуховике.

Вы на канале Блог ЖД фотографа. В январе 2014 года наша съёмочная группа отправилась в недельный тур по Северо-Кавказской железной дороге, на которой тогда царил локомотивный зоопарк. Электровозы и тепловозы различной степени легендарности, всевозможных моделей и расцветок, круглые электрички и, конечно, ростовские степные пейзажи, куда нитки железных дорог вписываются очень живописно.

Из грузовых электровозов нас интересовали более старые ВЛ80К с их огромными выразительными круглыми глазами и огромной звездой на носу, а также их младшие братья ВЛ60: чем локомотив старше, и чем он более редкий - тем круче.

Если бы он снимался в мультике про Паровозика Томаса, ему не нужно было бы рисовать лицо, как главным героям. С такими фарами лицо у него уже есть.
Если бы он снимался в мультике про Паровозика Томаса, ему не нужно было бы рисовать лицо, как главным героям. С такими фарами лицо у него уже есть.

Также на Северо-Кавказской дороге можно было увидеть все существующие пассажирские электровозы переменного тока: вишнёвые "теремки" ЧС4Т, зелёные и мощные ЧС8 и конечно же, надоедливые, но синие ЭП1М, которые вовсю вытесняли чехов.

Если ваша вечеринке не выглядит вот так, то даже не думайте меня приглашать.
Если ваша вечеринке не выглядит вот так, то даже не думайте меня приглашать.

В пригородном движении трудились рижские электрички ЭР9 - почти до 2015 года их в Ростове был целый рассадник, да ещё и некоторые из них сохраняли зелёную окраску, чем не могли похвастаться многие другие российские регионы, где вовсю внедрялся красно-серый корпоратив. При слове "электричка" большинство людей представляют именно этот образ - круглая зелёная мордаха с оранжевыми полосами и гербом СССР, внутри которой - деревянные реечные сидения. Вы знаете лучший способ окунуться в детство, чем проехаться в этом интерьере?

Как грустно, что вживую мы это уже не увидим.
Как грустно, что вживую мы это уже не увидим.

Более современные ЭД9М сами по себе не представляют интереса, но как только их тоже начали перекрашивать, началась охота за "заводскими цветами" - сине-бело-голубым, которыми также мог похвастаться Ростов.

А это может, и увидим, если высшее руководство РЖД поймёт, что их корпоратив - полнейшее убожество.
А это может, и увидим, если высшее руководство РЖД поймёт, что их корпоратив - полнейшее убожество.

На тепловозных ветках портили воздух древние 2ТЭ116, 2ТЭ10М, а также ТЭП70 из Волгограда, которые славились своей необычной для этой серии окраской: их красили в цвет "морская волна". Поблизости к Москве увидеть подобное было невозможно, поэтому волгоградские ТЭП70, заходившие на станцию Лихая, тоже стали мишенями для наших объективов.

Волгоградский красавец - зелёный "тапок". Большая часть таких тепловозов была в красных или оранжевых тонах, а тут морская волна. Редкость!
Волгоградский красавец - зелёный "тапок". Большая часть таких тепловозов была в красных или оранжевых тонах, а тут морская волна. Редкость!

Сравнительно новые тепловозы 2ТЭ116У успели надоесть ЖД любителям, только выйдя из ворот Луганского тепловозостроительного завода, но не первая сотня машин, которые получили сине-голубую окраску. Они тоже попадались на Северо-Кавказской дороге.

Небесно-голубой 2ТЭ116У. Менее сотни тепловозов вышли из Луганска в таком окрасе, дальше их красили в корпоратив.
Небесно-голубой 2ТЭ116У. Менее сотни тепловозов вышли из Луганска в таком окрасе, дальше их красили в корпоратив.

Как вы можете видеть, Северо-Кавказская дорога начала 2014 года - очень привлекательное место для любителей красивых поездов, и попасть туда с фотоаппаратом на несколько дней означало привезти полную флешку шикарных кадров с редким подвижным составом. Даже ходила легенда, что человек, сфотографировавший всё это за один день, может обрести вечную молодость, но, кажется, никому это не удалось.

Облизываясь на красивые и разнообразные локомотивы и электрчики, мы с Георгием более месяца разрабатывали план экспедиции, которая включала три опорные точки – Лихая, Ростов и Краснодар. В первый день мы должны были снимать на ветке Лихая – Волгоград (тепловозная двухпутка, где работали все тепловозы, которые я обозначил). Второй и третий день планировалось провести ближе к Ростову, снимая электрички с электровозами, а на последние два дня мы запланировали Краснодар.

Составив план, мы обратились в РЖД в надежде заручиться разрешеним на проведение съёмок, чтобы избежать лишних вопросов от железнодорожников. «Не в этот раз, - сказали нам в пресс-службе, - в связи с олимпиадой введены усиленные меры безопасности, съёмки запрещены. И вообще, нам лень с вами возиться, идите вы к лешему». Ну ладно, вторую фразу вслух они не говорили.

Мы струсили и отказались от ветки на Волгоград, где и без всяких «особых режимов» к фотографам проявляют повышенное внимание, хотя сейчас я об этом жалею. Мы ведь могли приехать на перегон, занять место на холме и спокойно снимать оттуда, не маяча при этом по путям, и тогда к нам не было бы вопросов. Вместо крутой волгоградской ветки мы выбрали другую, которая ведёт в Гуково – к границе с Украиной. Впрочем, остальной план поездки мы решили оставить без изменений.

Ветка Замчалово - Гуково хуже Волгоградской со всех точек зрения - нет красивых мест, нет красивых тепловозов, нет регулярных пассажирских поездов, а грузовое движение "в час по чайной ложке" - неудивительно, что до нас там почти никто не снимал.

Чай, который заставил себя ждать.

Итак, встретились мы с Георгием на станции метро Комсомольская, где меня провожала подруга. В вагоне я стал прощаться с ней, но не успел и двух слов сказать, как в купе вломилась тётка и стала предлагать всякую дребедень, как то: брелки, шоколадки, чудо-чашки, ручки-фигучки, игрушки-финтифлюшки. Пришлось гнать её в шею: люди тут расстаются на неделю, по-Вашему подходящий момент для них купить у вас всякую чепуху? Как это должно выглядеть?

- Я буду скучать!

- Я тоже! Люблю тебя!

- [вытирает слёзы]

- Я так расстроган! Мне аж захотелось ручку-фигучку купить!

- Дорогие пасажиры, вашему вниманию всякая дребедень! Вы тут прощаетесь, это всё, конечно, трогательно, но мне срочно, до отъезда поезда надо всё распродать.

- Ничего, я вас ждал. Мы как раз целовались перед недельной разлукой, и я Вас вспомнил. Ручки-фигучки есть?

- Есть сто триллиардов разновидностей.

- Беру восемь!

Наконец проводница объявила пять минут до отправления, девушка вышла из вагона и до самого отправления, а может, и дольше, не расставалась с носовым платком, вытирая слёзы.

Первая стоянка была в Рязани, где мы сфотографировали ЭР9-160, а на нас наорал какой-то железнодорожник с синдромом вахтёра. Мы только плюнули и залезли обратно в вагон.

ЭР9ПК-160 на станции Рязань
ЭР9ПК-160 на станции Рязань

Когда уже стемнело, я предложил совершить поход в вагон-ресторан. Разместившись на кожаном диване в приглушённом свете, мы стали ждать буфетчицу, слушая беседы компании в углу, проедавшей и пропивавшей шестую за сегодня тысячу рублей. Вскоре упитанная барышня подала нам меню, напечатанное на обыкновенных листах, которые были помещены в папку для документов. Никакого оформления, никаких номеров страниц, даже на иллюстрации поскупились. Очевидно, так называемый "дизайн" разрабатывал инженер по охране труда ночью накануне отправления поезда, печатал на своём принтере, а потом спешно вставлял листы в первую попавшуюся папку, в которой раньше лежали материалы какого-нибудь травмирования на производстве, после чего впопыхах передал проводнику за минуту до отправления. Обязательно упомянем обложку, нарисованную, само собой, с помощью WordArt и приклеенную к папке простым скотчем (потому что двухстороннего скотча у инженера по охране труда не нашлось).

Правильно, РЖД! Зачем нанимать шарлатанов-дизайнеров, если есть инженер? И так сойдёт!

Десять минут мы листали меню, пытаясь отыскать там не слишком дорогое блюдо. Цели наесться до отвала у нас не было, мы хотели взять что нибудь просто ради приличия. Наконец обнаружили салат из свежих овощей за 33 рубля. Позвали буфетчицу.

- Нам, пожалуйста, два чая и два таких вот салата.

- Ой, а вы знаете, это детское меню, оно действует с 10 утра до 7 вечера!

Тогда какого лешего вы его подаёте, спрашивается?

- А бутерброды с сыром за 33 рубля есть?

- Нет! Этот лист меню устарел! Все цены на нём теперь увеличены в полтора раза! Есть вот эти, за 90, чуть дороже, зато не один, а два ломтика сыра!

А поменять своевременно листы в меню ваши коллеги из офиса оказались не в состоянии? Или хотя бы исправить цены с помощью замазки и маркера, как вы это любите, не судьба была?

- Эээ… А есть что-нибудь подешевле? Покажите, пожалуйста, самое дешёвое блюдо.

Она показала какие-то макароны за 150 рублей.

- Ну ладно, принесите просто два чая!

- Хорошо, через 5 минут будет!

Добавьте описание
Добавьте описание

Ждём чай. За окном то и дело проносились огни переездов, отражаясь на рельсах соседнего пути, вдалеке проплывали фонарики и окошки деревень, вагон покачивался, а мы рассказывали друг другу приколы, обсуждали вновь и вновь, куда ехать в следующий раз, уточняли план нашей поездки, воображали, как будем хвастаться «уловом». Так прошло 25 минут, а чая всё не было! Я подошёл к буфетчице:

- Ну что, как там наш чай?

- Кипит, мальчики, сейчас – сейчас.

Судя по всему, чай они кипятили с в двадцатилитровом баке, держа под ним по очереди горящие спички - по одной штуке.

Мы уже стали думать о том, как нам уйти из вагона-ресторана по-английски, но тут свершилось! Раздаются фанфары и нам подают кипяток в стаканах с подстаканниками, да ещё с лимончиками! И чайные пакетики положить не забыли. Тут начался пир на весь мир, именно так выходило по деньгам – за два чая и два пирожных мы отдали 400 рублей. Типичный вагон-ресторан, ничего удивительного.

После вечернего чая мы вернулись в купе и легли спать, а проснулись на подъезде к станции Лихая. Наш попутчик, которому Гоша рассказал ещё вчера о деятельности железнодорожных фотографов и о существующих проблемах с милицией, убеждённой, что ЖД – секретный стратегический режимный объект, который нельзя фотографировать, распрощался с нами, пожелав удачного улова и не попадаться. Мы по очереди пожали его руку, и сошли с поезда. Вопреки прогнозу яндекса, который сулил всей нашей поездке солнечную погоду и умеренную температуру, с неба валил снег такими хлопьями, что некоторые из них отбрасывали чёткие тени, пролетая в лучах фонаря. Порывами налетал ветер, и было довольно холодно, что особенно резко ощущалось после тёплого вагона, а зубы стучали как компрессор в старой электричке. Потому мы, ограничившись кратким обзором станции с пешеходного моста, поспешили в зал ожидания.

На железнодорожную ветку Замчалово - Гуково, которую мы решили исследовать, была только одна дорога - электричка до Замчалово, а дальше - пешком, ведь вызвать такси, чтобы избавить себя от лишних приключений, мы почему-то не сообразили. Во что это вылилось, я расскажу в следующий раз.

А железнодорожный чай получает 4 подстаканника из 10. Да, его заваривали полчаса и стоил он как чугунный мост, зато теперь у меня есть забавная история, которую можно рассказать читателям.

С вами был Блог ЖД Фотографа, но напоследок вопрос: посещаете ли вы вагон ресторан в пассажирском поезде? Расскажите, какое блюдо показалось вам наиболее неоправданно дорогим. Ну и поставить лайк не забудьте. Скоро увидимся!

Продолжение:

Оглавление и краткое содержание: