Из далекого детства осталось четкое убеждение, что Херсон – это часть большого Советского Союза, откуда летом привозят сладкие полосатые арбузы. Помню, как лежим мы на крупном желтом речном песке, а мимо нас, вверх по Днепру, преодолевая шлюзы каскада Днепровских ГЭС идут длинные баржи, груженые такой желанной ягодой. Отец покупал сразу килограмм триста и заполнял арбузами всю лоджию, где они хранились до самого Нового года. К зиме сердцевина ягоды уже начинала увядать, арбуз становился полым, но не было ничего вкуснее в мороз, чем эти сладкие, пахнущие летом нити мякоти.
Но чтобы в 80х годах XX века мы могли радоваться баржам с херсонскими арбузами следовало, для начала, приручить гонористый Днепр с его крутыми порогами, что собственно и сделала Советская власть, построив каскад ГЭС, а еще раньше необходимо было отвоевать эти земли у Османской империи, основать на них русские города и заселить русскими людьми – в этом уже заслуга российской императрицы Екатерины II, по праву названной Великой. Именно она в 1778 году основала Херсон.
Выход к Черному морю - новое развитие России
В XVIII веке, после победы в Русско-турецкой войне 1768-1774, Россия получила выход к Черному и Азовскому морям. Императрица Екатерина II обратила свой взор на юг, где следовало срочно закрепляться.
Людей на новых землях было крайне мало, поэтому поначалу планировалось заселять народами Балкан: сербами, болгарами, греками - южными православными народами, причем, в первую очередь именно греками. В то время Екатерина II была увлечена греческой мифологией и культурой и считала, что сможет основать в Новороссии если не Третий Рим, то вторые Афины - не случайно и Херсон и Одесса появились именно на месте бывших греческих колоний. Перебраться на теплый юг захотели и немцы – в Гамбурге очередь на переселение в Российскую империю была на три года вперед, но из-за дальности расстояния и сложности перемещения заселение происходило крайне медленно. Но благодаря Екатерине II новые русские города на юге закладывались один за другим:
1778 - Херсон,
1778 - Мариуполь,
1783 – Севастополь
1784 - Симферополь,
1784 - Мелитополь,
1787 (1776) – Екатеринослав,
1789 - Николаев,
1794 - Одесса.
С подачи Потемкина новые южные земли были названы Новороссийским краем, или Тавридой - на греческий манер, как любила Екатерина II. Именно отсюда, с учетом выхода в Черное море, планировалось новое развитие России Будущую столицу Новороссии императрица назвала опять-таки на греческий манер в честь античного города-государства Херсонеса Таврического, на месте которого строился Севастополь.
Место сие повелеваем наименовать Херсоном
Место для Херсона Екатерина выбирала вместе с князем Потемкиным, исходя из потребности будущего флота и создания крепости. Широкий лиман, закрытый от волнений Черного моря, но с прямым выходом на его просторы, подходил для этих целей как нельзя лучше.
18 июня 1778 года был издан указ Екатерины II
«Именный, данный Новороссийскому Генерал-губернатору князю Потемкину О назначении места для заведении на Лимане гавани и верфи, и о наименовании онаго Херсоном»
Из Указа:
«…а обращая мысли Наши единственно к сооружению того в образе прочном и сходственном знаменитости дела и пользе, от него ожидаемой, желаем, чтоб вы с Нашим Адмиралтейской Коллегии Вице-Президентом Графом Чернышевым постановили о месте к сему удобном, назначивая оное по соображению выгод морских и сухопутных, хотя бы оное выше, или же и на Днепре было, а потом приступили и к распоряжениям о строениях, представя Нам каждый по зависящей от него части оным планы и сметы. Место сие повелеваем наименовать Херсоном» (2)
В южных полудиких землях «главнейшими представляется недостаток в мастеровых и работниках». Работников не хватало. Восполнить дефицит императрица предлагала из губерний Генерал-Фельдмаршала, Малороссийского и Слабодко-Украинского Генерал-Губернатора Графа Румянцева-Задунайского и из губерний Потемкина. Это не могло решить проблему, поэтому разрешено было привлекать работников из ближайших гарнизонов и из полков, но лишь то количество, которое не причинило бы вред работе в войсках.
Строительство города и крепости было поручено генерал-цейхместеру Ивану Абрамовичу Ганнибалу, а в последствии эту миссию поручили военному инженеру Н. И. Корсакову, который самолично руководил сложными работами. На стройках трудились матросы, военные, каторжные и вольные рабочие, перебравшиеся в эту местность из других российских земель и ближайших государств.
«Прибытие Императорского Величества к полуденным границам Ея Империи»
Через девять лет с момента издания указа об основании Херсона, в 1787 году во время путешествия по Новороссии и осмотра своих южных владений императрица Екатерина II посетила новый город. Вместе с ней прибыли члены российского правительства, главы и дипломаты европейских стран.
«12-го мая 1787 года в 17 верстах от Херсона, у переправы на реке Ингульце, в том месте, где ныне находится село Садово, императрица была встречена херсонскими мещанами и эскадроном легкоконного Александрийского полка. Те и другие конвоировали коляску императрицы, в которой вместе с графом Фалькенштейном и Потемкиным она ехала при колокольном звоне и пушечной пальбе. Потемкин сделал все возможное, чтобы обставить встречу блеском и великолепием. Перед въездом в Воинский форштадт была воздвигнута триумфальная арка, у которой собрались с хлебом-солью херсонское купечество, мещане и ремесленники со своими значками. У крепостных ворот лошади были выпряжены из кареты, и собравшаяся толпа народа повезла карету с Екатериной II в самую крепость между шпалерами, расположенных по пути пехотных полков, отдававших честь, преклонявших знамена при звуках военной музыки, при барабанном бое и громком «ура».
Императрица, встреченная у Екатерининского собора всем городским духовенством во главе с преосвященным Амвросием, архиепископом Екатеринославским и Херсонеса-Таврического, вошла в церковь, прослушала молебен, а затем направилась ко дворцу, помещавшемуся в адмиралтействе. В течение своего пятидневного пребывания в Херсоне Екатерина II осматривала город, постройки, предместье, сады, насаждения строевого леса. Императрицу сопровождали ближайшие к ней лица: графиня Браницкая, граф Кобенцель, принц де-Линь, граф Фалькенштейн и князь Потемкин. На торжественные обеды Екатерина II приглашала всех послов иностранных держав, прибывших в Херсон с поздравлением «по случаю благополучного прибытия Императорского Величества к полуденным границам Ея Империи». Они же присутствовали при спуске в адмиралтействе двух линейных кораблей и одного фрегата. Императрица, уезжая из Херсона, ознаменовала свое пребывание в этом городе различными милостями: по приказу ее были освобождены сосланные в Херсон на каторжные работы за различные преступления, воинским рабочим командам и всему экипажу, бывшему на судах во время путешествия по Днепру, были выданы наградные суммы, начальствующие лица получили повышения и ордена». (3)
Специально к прибытию Екатерины II в Херсонском адмиралтействе был построен Путевой дворец, где она провела 5 дней с 12 по 17 мая 1787 года.
«Простое, ничем не примечательное снаружи здание, внутри было богато украшено петербургскими мастерами, выполнившими роспись и резьбу с золочением. Дворец располагался на прибрежном склоне Днепра перед небольшим садом. Глядя на Днепр из окон своей комнаты, Екатерина написала несколько писем, передав свое впечатление от увиденного. В письме от 14 мая к Н. И. Салтыкову, например, говорилось: «...вишни отцвели, сирени в цветах под моими окошками. Если всего отписать, что здесь есть, то тетради надобны; крепость нынешним летом кончается, она не в пример лучше киевской. Я живу против адмиралтейства, из окон вижу три корабля военные, кои завтра спустим на воду; пять церквей каменных я уже видела, архитектуры самой хорошей, одна - посреди крепости, дома мещанские таковы, что и в Петербурге не испортят ни которую улицу; казармы гораздо лучше гвардейских, понеже каменные».
В день приезда Екатерина II посадила перед дворцом абрикосовое дерево, которое более века оставалось для херсонцев драгоценной реликвией» (3)
Идея южной столицы
По данным историков Павла Пряникова и профессора МПГУ Виталия Захарова, Екатерина II мечтала перенести императорский двор в солнечные южные земли из зябкого Петербурга.
«Идею южной столицы Екатерина II пестовала, понимая ущербность Северной столицы - из-за слабости ее экономической базы. Для XVIII века это был тяжелый город - он не мог себя сам прокормить. В Питер приходилось завозить огромное количество еды и топлива издалека. Поэтому Екатерина думала о Херсоне или Одессе как о крупных центрах влияния России и если не первой столице, то второй-третьей. После Петербурга и Москвы. Императрицу привлекали незамерзающее море и быстрый выход из него в Южную Европу» (1)
«Это был целый проект - Новая Россия. Новороссия. Но он пошел не так, как его изначально задумывали Екатерина с князем Потемкиным. У императрицы и ее окружения была мечта - построить новую столицу на юге. Не такую хмурую, как северный Петербург. Смог же Петр перенести центр империи из Москвы. Да и на Азовском море пытался основать еще одну столицу - Таганрог. Но с южным морем у Петра не очень задалось. А Екатерина решила, что у нее все получится. И планировала активное заселение этих земель» (1)
Причина, по которой «греческий» проект Екатерины II со столицей в Херсоне так и не был завершен все та же: недостаточная численность местного населения и переселенцев того времени, да и неспокойная обстановка на южных границах не способствовала размещения там столицы.
Порой кажется, что мы оказались в какой-то временной петле протяженностью лет двести-триста. Как и тогда, Россия вновь вынуждена отвоевывать и присоединять те самые территории, которые завоевала еще Екатерина II в XVIII веке. История возвращает нам все те же нерешенные головоломки: так станет Херсон, наконец, южной столицей России или как...?
При подготовке статьи использованы источники:
1. Газета "Комсомольская правда"
2. Полное собрание законов Российской империи. Царствование государыни императрицы Екатерины ІІ. Том ХХ, год 1778 № 14764, стр. 722-23.
3. Пиворович В.Б., Дяченко С.А. Улицами старого Херсона. – Херсон, 2002. – С.10
Ссылки на статьи схожей тематики на канале:
6. Почему Хрущев решил «пустить ежа в штаны американцев»? Почему генерал Плиев не нажал ядерную кнопку?
Cсылки на мои книги на Ozon.ru:
«Огранка» - первая книга декалогии «Гравитация жизни»
«Метаморфоза» - вторая книга декалогии «Гравитация жизни»
Уважаемые подписчики! Мой канал – просветительский. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - вы можете сказать спасибо и поддержать канал через платежный сервис Тиньков банка по этой ссылке (сумма любая). Это очень важно для существования канала : https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая.
#история #ссср #херсон #политика #общество #писатели #романовы #флот #война #новороссия