Найти в Дзене

Арт-терапия. Часть 3.

Не могла начать писать статью из-за внутриличностной борьбы. Да, психологи тоже люди! Одна субличность-критик кричит: «Да кому они (твои статейки нужны)? Сухомятина. Их никто не читает!». Вторая субличность-контролёр твёрдо говорит: «Начала писать об арт-терапии, так пиши. Планировала 3 части, доведи дело до конца!». И третья субличность-психолог убеждает: «Ну к тебе же приходят клиенты и знать не знают о таком направлении в психотерапии как арт-терапия. Ты можешь дать ссылочку чтобы не тратить драгоценное время на консультации.» Вы не думайте, я не сошла с ума. Просто каждую личность формируют множество субличностей отвечающих за определённую сферу жизнедеятельности. И внутренний диалог — это ничто иное как средство коммуникации этих субличностей, который чаще всего заканчивается принятием какого-либо решения. В моем случае победили в борьбе последние 2 субличности. А чтобы моей субличности-контролёру не было безумно больно оцените сие творение.

Вообще рисование (да и другие виды творчества) сопровождают в той или иной степени нас всю сознательную жизнь и является проявлением нашего внутреннего состояния. Вспомните себя или своих детей. Ребёнок ещё не умеет толком ходить, говорить и мыслить, а уже что-то пытается изобразить. Мышление и рисование, к слову, тесно взаимосвязаны. По рисункам детей психолог может диагностировать какие-либо когнитивные отклонения. Ребёнок рисует чем угодно и где угодно. И рисунки разного возраста значительно отличаются друг от друга. В психологии выделяют 5 этапов рисуночных способностей, которые напрямую связаны с когнитивной и эмоционально-волевой сферами и ощущением своей телесности.

  1. Доизобразительный этап (примерно 2-3 года). Здесь ребёнок-первооткрыватель. «О-о что-то может оставлять следы!». Ребёнок пробует рисовать всем что попадётся под руку. Сначала появляются хаотичные маски, затем появляются ритмичные каракули (появляются линии и наконец появляются формы). Последняя стадия называется ассоциативной – пусть круг ещё не круг, а что-то похожее, но направление выбрано верно.
  2. Предметный рисунок (2,5 – 4 года). Это когда появляются, так называемые, головоноги (кругляшок, чаще всего с глазами и лучики, символизирующие ножки да ручки). В конце этапа может проявиться туловище, правда, чаще всего, без шеи.
  3. Рисунок-схема (3,5–5 лет). Здесь уже обязательно есть туловище и появляется прорисовка деталей: уши, нос, глаза, рот, может быть обувь.
  4. Схематичный рисунок (5–6 лет) Здесь добавляются маркеры половой принадлежности (например, юбка, брюки), причёска, одежда, обувь.
  5. Стадия конкретных изображений (8–9 лет). Здесь прорисовка пальцев, аксессуаров, мелких элементов одежды, появление динамики и фона в рисунке.

Стоит обратить внимание, что возрастные рамки условны и могут быть смещены в зависимости от созревания головного мозга. Таким образом, как ребёнок научился рисовать (лепить, создавать образы из песка и так далее) психолог может диагностировать отклонения в когнитивной, эмоционально- волевой сферах, а также оценить поведение и составить мнение на каком этапе жизни не только ребёнок, но и взрослый человек находится. В рисунках и поделках находят отражение не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к будущему и прошлому человека, а также подавленные, скрытые переживания. Вы скажете: «Прекрасно это все диагностика! Как же арт-терапия лечит?» Можно выделить 4 механизма лечебного действия арт-терапии: креативность, сублимация, проективный аспект и занятость. Сама мобилизация скрытых творческих сил уже имеет терапевтическое воздействие. Люди через творчество лучше концентрирует свои силы для преодоления каких-либо внутренних и внешних конфликтов. Творческая активность или просто проживание трудностей посредством креативных проявлений помогает экологично справиться с проблемами. Художественная сублимация помогает внутриличностные и межличностные проблемы человека заменить визуальными художественно-образными представлениями, что снижает опасность внешних проявлений или внутренних переживаний. Фантазии, которые изображены в образе (на бумаге, из глины, в виде образа в голове и так далее) ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы снижается защита, которая есть при вербальном контакте, правильно и реально оцениваются свои трудности (проблемы) и ощущения окружающего мира. Творчество, как бы снимает барьер эгоцензуры, не дающий рассказать о своих проблемах (в том числе бессознательных). Проективный механизм заключается в помощи психологом через продукт творчество ассоциируясь осознать свои чувства, отношения и состояния. И вообще, целеустремлённая плодотворная деятельность является «оздоравливающим процессом», который канализирует нарушения и трудности и обучает здоровым реакциям. Арт-терапию можно проводить с одним пациентом/клиентом, с диодами (супруги, ребёнок-родитель), со всей семьей и в группе. И поверьте мне, от количества клиентов качество воздействия не меняется. В итоге, хочу резюмировать. Творческий процесс — это создание нового из ранее существующего или изменение, обновление, преобразование и совершенствование существующего, или, наконец разрушение старого и построения абсолютного нового. Творческий человек – это человек способный видеть, нюхать, ощущать, слушать как вы, как мы все, но обрабатывать информацию по-иному. Так что творите, дамы и господа! Мы в нашей жизненной суете, информационной перегруженности забываем, что способны восстанавливаться через искусство (пассивное, активное – без разницы). А если у вас трудности, добро пожаловать на арт-терапию. Дело это не быстрое, не таблетку от головы выпить, но терапия проходит экологично и эффективно.

Для накопления скидок переходите по ссылке в приложение ЮДС

https://avrora1000.uds.app/c/join?ref=20avrora22

Мария Густова-Берг, психолог центра «Аврора»