16 ноября 1916 года было завершено строительство Мурманской железной дороги! В тяжелейших природных условиях инженеры соорудили более 1000 км трассы за 1 год и 8 месяцев.
Первым шагом к появлению стального пути к Заполярью стало решение о строительстве Олонецкой железной дороги на Петрозаводск в 1902 году. Из-за начавшейся войны с Японией, работы были отложены. Строительство решили возобновить в 1910 году по частной инициативе.
К осени 1914 года Россия находилась в состоянии войны, и многие каналы связи с союзниками были ненадёжны или перекрыты. Для обеспечения связи было решено построить порт в Кольском заливе, а к нему продлить строящуюся железную дорогу.
Работы на Мурманской магистрали начались весной 1915 года. Это был проект, не имеющий аналогов в истории — самая северная железная дорога в мире. Сложнейшими участками стали Петрозаводск — Сорокская и Сорокская — Кандалакша. где строительство шло в напряжённых условиях в сорокоградусный мороз, при свете факелов и полярной ночи. Отдельной проблемой стал подвоз материалов — он крайне затруднялся в условиях бездорожья. Около десятой части всего объёма земляных работ выполнено в скальных грунтах. 55 км линии Сорока — Кемь полностью проходило по болотам.
Большинство зданий инфраструктуры, даже паровозные депо строились из дерева и украшались в стиле северного зодчества. В 1920-х годах здания начали заменять на каменные строения.
Подвижной состав был привезён из Франции, Англии и США через порты на Белом море.
Наконец, 16 ноября 1916 года (3 ноября по с.с.) сооружение дороги было завершено! Благодаря новаторским инженерным решениям и труду тысяч рабочих появилась магистраль, связавшая столицу России с Заполярьем.