Найти в Дзене

16 ноября 1916 года было завершено строительство Мурманской железной дороги!

16 ноября 1916 года было завершено строительство Мурманской железной дороги! В тяжелейших природных условиях инженеры соорудили более 1000 км трассы за 1 год и 8 месяцев.

Водоёмное здание. 1915-1916
Водоёмное здание. 1915-1916

Первым шагом к появлению стального пути к Заполярью стало решение о строительстве Олонецкой железной дороги на Петрозаводск в 1902 году. Из-за начавшейся войны с Японией, работы были отложены. Строительство решили возобновить в 1910 году по частной инициативе.

К осени 1914 года Россия находилась в состоянии войны, и многие каналы связи с союзниками были ненадёжны или перекрыты. Для обеспечения связи было решено построить порт в Кольском заливе, а к нему продлить строящуюся железную дорогу.

Укладка пути на станции Пулозеро Мурманской железной дороги. 1916
Укладка пути на станции Пулозеро Мурманской железной дороги. 1916

Работы на Мурманской магистрали начались весной 1915 года. Это был проект, не имеющий аналогов в истории — самая северная железная дорога в мире. Сложнейшими участками стали Петрозаводск — Сорокская и Сорокская — Кандалакша. где строительство шло в напряжённых условиях в сорокоградусный мороз, при свете факелов и полярной ночи. Отдельной проблемой стал подвоз материалов — он крайне затруднялся в условиях бездорожья. Около десятой части всего объёма земляных работ выполнено в скальных грунтах. 55 км линии Сорока — Кемь полностью проходило по болотам.

Строительство железнодорожной станции в Семеновской бухте Кольского залива. 1916 год
Строительство железнодорожной станции в Семеновской бухте Кольского залива. 1916 год

Большинство зданий инфраструктуры, даже паровозные депо строились из дерева и украшались в стиле северного зодчества. В 1920-х годах здания начали заменять на каменные строения.

Проект пасcажирского здания на станции Сорока (Беломорск). 1915-1916 годы
Проект пасcажирского здания на станции Сорока (Беломорск). 1915-1916 годы

Подвижной состав был привезён из Франции, Англии и США через порты на Белом море.

Наконец, 16 ноября 1916 года (3 ноября по с.с.) сооружение дороги было завершено! Благодаря новаторским инженерным решениям и труду тысяч рабочих появилась магистраль, связавшая столицу России с Заполярьем.

Мурманский железнодорожный узел. 1916
Мурманский железнодорожный узел. 1916
Рабочие и инженеры на фоне американской землекопательной машины. 1915-1916
Рабочие и инженеры на фоне американской землекопательной машины. 1915-1916
Китайские рабочие на земляных работах при постройке Мурманской железной дороги 1916
Китайские рабочие на земляных работах при постройке Мурманской железной дороги 1916