Давайте обсуждать следующую книгу (из библиотечного книгообмена): Дуглас Коупленд, "Пока подружка в коме".
Я только-только дочитала. Полного впечатления пока не сформулировала, книга оказалась интересной, но мутной. Зато в ней есть интересные жизненные мысли, про которые Коупленд предлагает отличные цитаты.
Одну цитату можем обсудить прям щас:
Роман Коупленда про семерых канадских подростков и их взросление-становление. В начале книги друзьям по 17 лет. У одного из них, футболиста Джареда, обнаружили лейкемию, от чего он вскорости умер и стал призраком. Спустя ещё чуть-чуть следующая из семёрки, Карен, вдруг впала в кому - откуда и название книги.
Оставшиеся пятеро погоревали, поскорбели, но со временем вернулись к своим делам, тем более, что выпускной прошёл и надо выбирать, кем работать, чем заниматься (с).
А они в растерянности. Отчасти потому, что их выбил из колеи уход двух друзей. А отчасти - потому что им всего по 18 лет, и они вдруг должны принять решение, которое повлияет на всю оставшуюся жизнь.
Эту тему давайте обсудим? Почему одну из самых главных вещей - кем быть всю будущую жизнь, что делать - мы выбираем тогда, когда об этой самой жизни почти ничего ещё не знаем. И что по этому поводу можно сделать.
Я считаю, в этом корень большинства зол, что гнетут нашу действительность: а) важные решения принимают не имеющие опыта и мудрости подростки, и б) эти решения потом практически невозможно изменить.
Бывают, конечно, уникумы, которые уже в детском саду знают, что сделает их счастливыми. Но их единицы.
В подавляющем большинстве молодые люди выбирают профессию либо по совету родителей, либо под влиянием моды/временной страсти, либо просто наобум. В результате сначала обучаются специальности, которая их, в общем-то, не увлекает, а потом идут на работу, которую работают по инерции и по необходимости.
Именно от этого в стольких организациях стольким сотрудникам - всё равно. Они квалифицированные специалисты, но занимаются делом, в отношении которого не испытывают ни малейшего энтузиазма, и работают спустя рукава: им неинтересно. Врачу неинтересно докопаться до причины заболевания, сантехнику всё равно, будет ли не протекать кран, водителю автобуса пофигу, комфортно ли ехать его пассажирам.
Проблема не только в том, что люди выбрали профессию не по себе. Проблема в том, что они теперь в ней застряли. Бросить неподходящую работу, чтобы спокойно разобрать приобретённый опыт, определить, к чему лежит душа, или пойти снова учиться - такое могут позволить себе ... практически никто. А меж тем, насколько мы были бы радостнее, а жизнь наша производительнее и изобильнее, если б каждый мог заниматься чем хочет.
На помощь может прийти Безусловный базовый доход.
ББД - это социальное пособие в размере не ниже прожиточного минимума, которое выплачивалось бы из государственного бюджета всем гражданам. Идея в том, что тунеядцы, которые, если им просто так давать денег, бросят работать и будут только есть, пить и пялиться в телевизор, - они и сейчас не много пользы приносят. Зато трудолюбивым и инициативным людям ББД даст свободу. Свободу экспериментировать с собственным бизнесом и не бояться в случае неудачи оказаться на улице. Свободу поменять профессию. Свободу работать столько, сколько не будет в ущерб семье.
Учёные, кто эту идею придумал и продвигает, всё подсчитали, и пока получается, что даже если часть населения перестанет работать вовсе, останется достаточно энергичных и предприимчивых людей, которые будут трудиться и сгененируют столько ВВП, сколько хватит на всех.
В таком сценарии проблема, о которой Коупленд пишет в «Подружке», пропадёт сама собой. 18-летний подросток сможет смело принимать решение, кем ему быть, потому что если потом выяснится, что решение было неудачным, его можно будет запросто переменить.