Найти в Дзене
Московские истории

Камергерский переулок: Станиславский говорил, что теперь «вертеп разврата превратили в изящный храм искусства»

Марина Миклоши

Десять лет прошло с тех пор, как я начала работать в Газетном переулке. И, конечно, немало побродила по окрестностям.

Вид - через Тверскую - на Газетный переулок из Камергерского. Слева - Центральный телеграф, справа - дом № 9 по Тверской улице. Из архива Московских историй.
Вид - через Тверскую - на Газетный переулок из Камергерского. Слева - Центральный телеграф, справа - дом № 9 по Тверской улице. Из архива Московских историй.

Если перейти с Газетного по подземному переходу под Тверской улицей на противоположную сторону, окажешься в Камергерском переулке, который мы, поколение 50 - 60-х, привыкли называть проездом Художественного театра (старшие же помнили его именно Камергерским).

Как его только ни называли! Звали Егорьевским в честь монастыря святого Георгия, затем Спасским – из-за церкви Спаса Преображения. Потом присоединили к Кузнецкому мосту. Позже – сочли продолжением Газетного переулка. Называли Квасным, вспомнив, что здесь в XVII веке была слобода квасников. Ещё – Одоевским, ведь дворец князей Одоевских стоял на месте нынешнего МХАТа. Наконец, выяснилось, что на этой маленькой улице живут сразу три почётных камергера – В. И. Стрешнев, С. М. Голицын и П. П. Бекетов. В их честь переулок прочно приобрёл звание Камергерского, в котором с 1994 года пребывает снова. (Московские истории, 15.05.19).
Фото автора.
Фото автора.

В самом начале Камергерского теперь стоит памятник двум выдающимся личностям, которые в представлении не нуждаются, - Станиславскому и Немировичу-Данченко.

В конце позапрошлого века Станиславский и Немирович-Данченко арендовали здание в Камергерском переулке для своего Художественного Общедоступного театра и первым делом решили вытравить «французский шик». Помогли им в этом Савва Морозов, «спонсировавший» ремонт и переоборудование помещения, и архитектор Фёдор Шехтель. Станиславский говорил, что теперь «вертеп разврата превратили в изящный храм искусства». Сезон в новом театре открылся 25 октября 1902 года. (Московские истории, 15.05.19).
МХТ. Из архива Московских историй.
МХТ. Из архива Московских историй.

Да, самое знаковое место в переулке, конечно, Московский Художественный театр имени Чехова. Его много раз переименовывали, но мне он запомнился как МХАТ, который возглавлял Олег Ефремов, ну и МХТ Олега Табакова. При новом руководстве в нем не бывала, хотя частенько пробегаю мимо с Кузнецкого моста. Здесь же рядом кафе "Чехов", очень пафосное и дорогущее.

Фото автора.
Фото автора.

Памятник Чехову, скромно расположившийся в уголке, здесь тоже имеется.

Из архива Московских историй.
Из архива Московских историй.

Еще одно известнейшее место - книжный магазин "Педагогическая книга", на углу Камергерского и Большой Дмитровки (бывшая Пушкинская улица).

Дом педагогической книги, фото автора.
Дом педагогической книги, фото автора.
Последний дом до Большой Дмитровки - бывшая усадьба камергера Стрешнева (№ 5/7). Здесь в 1866 году Лев Николаевич Толстой снял шесть комнат «прекрасно меблированных, с дровами, самоварами, водой и всей посудой, серебром и бельём столовым за 155 рублей в месяц». Нижние этажи дома традиционно занимали магазины. Преимущественно - шляпные. Позже в здании поселились магазины «Педагогическая книга», «Чертёжник» и букинистический. Последние два закрылись, а "Дом педагогической книги", как ни странно, жив до сих пор. (Московские истории, 15.05.19).
№ 5/7, Дом педагогической книги, из архива Московских историй.
№ 5/7, Дом педагогической книги, из архива Московских историй.

Думаю, что каждый просвещенный родитель бывал здесь хотя бы раз. Я наведывалась сюда самостоятельно еще школьницей, а потом уже покупала здесь учебники своему сыну. Захожу иногда и сейчас, но это уже не тот магазин, который запомнился нашему поколению, хотя кое-что полезное в нем тоже можно купить. Здесь я раздобыла подзорную трубу-калейдоскоп, которую мечтала подарить внуку, заплатила 600 рублей. Больше всего радовалась я! Так отчетливо вспомнилось далекое детство, заветная трубочка из картона и много мелких разноцветных стеклышек, которые при вращении превращались в затейливые фигурки. Внуку тоже понравилось, но мне, определенно, больше!

Тверская улица, 9. Фото Елены Головань.
Тверская улица, 9. Фото Елены Головань.

Если встать к переулку спиной, то перед нами открывается вид на Центральный телеграф и дом № 9 по Тверской улице, в котором проживали многие знаменитости. Олегу Ефремову, в буквальном смысле, до работы было рукой подать. Еще тут жила Екатерина Фурцева - тогдашний министр культуры, Сергей Бондарчук, выдающиеся академики и военные, о чем свидетельствуют памятные доски на фасаде дома.

Камергерский летом. Из архива Московских историй.
Камергерский летом. Из архива Московских историй.

Вдоль всего Камергерского множество всяческих кафешек, где можно перекусить или встретиться с друзьями.

Здесь можно почитать, как театр буквально и фигурально разрывали на части, что ели-пили постояльцы гостиницы "Шевалье", а также о немаловажной литературной составляющей Камергерского переулка: