Найти тему

Где доктор Ливси воевал с французами?

"Я размышлял об этом, когда вдруг раздался ужасающий предсмертный вопль. Не впервые я сталкивался со смертью — я служил в войсках герцога Кемберлендского и сам получил рану под Фонтенуа..."

Доктор получил ранение 11 мая 1745 года на территории нынешней Бельгии у деревни Фонтенуа, где сошлись 100000 человек под французскими, британскими, голландскими, австрийскими и ганноверскими знамёнами.

Как дошли до жизни такой?

Идёт война за Австрийское наследство, французы хотят занять Австрийские Нидерланды (если упрощать, нынешняя Бельгия), чтобы наступать, им нужно взять город Турне, пока же осаждённый город держится. Союзники (Австрия, Британия, Ганновер, Голландия) должны деблокировать Турне.

Мориц Саксонский, командовавший французами, показал, что не зря его считали лучшим полководцем Франции. Заранее выбранная и подготовленная позиция, дополнительные укрепления и редуты у деревни Фонтенуа должны были стать непреодолимым препятствием для союзников.

Со стороны союзников общее руководство осуществлял Уильям Август, герцог Камберлендский и третий сын правившего в тот момент английского короля Георга II.

Планы у сторон были следующие.

Французы планировали заставить союзников биться головой о стену с очевидным итогом, союзники планировали проломить оборону.

"Я размышлял об этом, когда вдруг раздался ужасающий предсмертный вопль. Не впервые я сталкивался со смертью — я служил в войсках герцога Кемберлендского и сам получил рану под Фонтенуа...

В принципе, в начале всё шло по плану Морица, однако англичане с ганноверцами проломили оборону, и французам уже пришлось контратаковать с серьёзными потерями, в бой бросили даже королевских мушкетёров. Однако за счёт таланта Морица и храбрости солдат Франция одержала победу. Правда, англичане проявили неменьше мужества.

"Я размышлял об этом, когда вдруг раздался ужасающий предсмертный вопль. Не впервые я сталкивался со смертью — я служил в войсках герцога Кемберлендского и сам получил рану под Фонтенуа...-2

Зато сражение создало одну из самых известных легенд галантного века. Как писал Вольтер:

"Английские офицеры поприветствовали французских, сняв шляпы ... офицеры французской гвардии отсалютовали в ответ. Лорд Чарльз Хэй ... прокричал: "Господа французские гвардейцы, стреляйте!"

Граф д’Отрош ... ответил: "Господа, мы никогда не стреляем первыми, открывайте огонь сами!".

Правда, только Вольтер об этом пишет. Свидетели с обеих сторон такой эпизод не упоминают, а Чарльз Хэй указывал, что вышел из строя, чтобы галантно "потроллить" французов и с этой целью англичане поприветствовали врага.

"Я размышлял об этом, когда вдруг раздался ужасающий предсмертный вопль. Не впервые я сталкивался со смертью — я служил в войсках герцога Кемберлендского и сам получил рану под Фонтенуа...-3

Однако как бы странно не звучала легенда, логика в действиях была: ружья тогда были очень неточными, сторона, делавшая выстрел второй могла сблизиться и выстрелить в упор, нанеся куда больший урон.

Так что доктор Ливси знал что такое грамотная оборона укреплений.

#докторливси #франция #англия #великобритания #островсокровищ