Чтобы увидеть эти обстановочные сцены перед Музеем истории религии, который в то время располагался в Казанском соборе, выстраивались очереди! Эти разделы были настоящими хитами. На них стремились посмотреть тысячи туристов, также как сегодня хотят увидеть голливудские блокбастеры.
После переезда из Казанского собора в здание на Почтамтской улице эти обстановочные сцены не видел никто. Причина, почему их не стали восстанавливать в новом здании, проста - небольшие площади. Сегодня на выставке "Начало. К 90-летию Музея истории религии" мы решили показать предметы, которые использовались для оформления сцен.
Итак, немного истории...
Испытывая острую нехватку подлинных предметов, которые одновременно удовлетворяли бы требованиям наглядности и научности, музей активно прибегал к использованию в экспозициях и временных выставок копий предметов, муляжей, макетов и реконструкций. При их создании строго придерживались принципов опоры на источники и привлечения к работе ведущих профильных специалистов.
Как свидетельствуют сохранившиеся фотографии, выполненные ленинградскими художниками макеты и обстановочные сцены создавали эффект «погружения» и иллюзию реальности, что рождало живой отклик у посетителей. Так, 8 ноября 1935 г. в подвальных помещениях Казанского собора открылась выставка «Инквизиция», которая впоследствии стала ядром постоянного отдела экспозиции по истории западного христианства. Для выставки были изготовлены обстановочные сцены, представляющие заседание трибунала инквизиторов в Испании.
В 1935 г. директор Музея В.Г. Богораз инициировал проведение антифашистской выставки «Инквизиция». Созданная под его руководством молодыми сотрудниками М.И. Шахновичем, Ю.П. Францевым, Г.Э. Петри, выставка открылась в подвальном помещении Казанского собора, своды которого как будто специально для нее были созданы. Рассказ об истории инквизиции в Средние века открывался горельефом М.М. Антокольского «Нападение инквизиции на евреев в Испании во время тайного празднования ими Пасхи».
Однако запомнилась эта экспозиция своей центральной обстановочной сценой, воспроизводящей заседание инквизиционного трибунала в Испании в XVI в.: за столом в отблесках мерцающего света сидели монахи доминиканского ордена – инквизиторы, на полу и стенах камеры были развешаны и разложены разнообразные орудия пыток (оригинальные орудия пыток были взяты на время из Государственного Эрмитажа, впоследствии их заменили специально изготовленные муляжи и копии), чуть в стороне виднелись ноги подвергавшегося пыткам осужденного. Справа и слева от сцены были представлены – камера монастырской тюрьмы в Московской Руси и синагогальная темница той же поры.
В 1938 г. ударный экспонат выставки «Камера испанской инквизиции», а также другие экспонировавшиеся на ней предметы вошли в состав раздела постоянной экспозиции «Религия и атеизм на Западе в эпоху феодализма». В 1951 г. с небольшими изменениями она была восстановлена и снова открыта для обзора в составе раздела постоянной экспозиции «История папства и инквизиции», где просуществовала до 1978 г.
В 1938 г. в отделе постоянной экспозиции «Религия на Западе в эпоху феодализма» М.И. Шахнович при участии консультанта доктора химических наук М.А. Блоха сделал первую в СССР попытку реконструкции кабинета алхимика конца XVI века.
В глубине «кабинета» размещалась фигура монаха-алхимика, молящегося о даровании ему «философского камня». Справа от него находился макет алхимической печи, слева – «аппарат для изготовления гомункулуса». В «кабинете» присутствовали такие атрибуты естествоиспытателя как глобус, книги и карты. Стены «комнаты» были декорированы алхимическими символами и черепами животных. Многочисленные полки и столы занимала «алхимическая посуда».
Для оформления экспозиции известным специалистом по истории химии М.А. Блохом в Библиотеке Академии наук были отобраны латинские алхимические трактаты XVI - XVII вв. Они экспонировались в отдельной витрине. Под его же руководством в столярной мастерской Академии наук и на фабрике художественного стекла по рисункам из старинных рукописей из папье-маше, гипса и стекла были изготовлены оборудование, муляжи и «посуда» алхимиков.
Завершала экспозицию приобретенная у частная лица картина с изображением кабинета алхимика - копия XVIII в. с фламандского художника Давида Тенирса.