Это электрическое мотор-колесо от компании Protean Electric, и всего их 4 штуки, по числу колёс автомобиля. Компания уже много лет обещает вывести на рынок свой готовый сертифицированный продукт. И вот сейчас как раз процедура оформления находится на завершающей стадии. Многие инвесторы уже начали получать готовые свап-комплекты для установки на практически любой автомобиль.
Стоит ли напоминать, что перед установкой этого комплекта, ДВС со всем сопутствующим оборудованием должен быть удалён из авто навсегда и безвозвратно.
Итак, одно такое электрическое мотор-колесо весит 36 кг. И эта масса конечно же неподрессоренная. Это значит, что все неровности дороги будут поглощаться шинами, а всё, что не поглотит шина, будет приходиться прямиком на это мотор-колесо. Постоянные магниты в роторе, медная обмотка статора и его железо, включая подшипники - всё это будет подвергаться ряске и ударам.
Что же касается максимальной мощности одного такого мотор-колеса, то она доходит до 90 кВт (122 л.с.), при этом непрерывная мощность составляет 60 кВт (82 л.с.). Соответственно с четырёх мотор-колёс максимальная мощность доходит до 488 л.с.
И поскольку электропривод здесь фактически прямой. Здесь нет редукторов, а значит критическое значение имеет крутящий момент и скорость вращения.
В пиковом режиме на протяжении 3 сек. с одного мотор-колеса можно снять 1400 Нм. При этом на протяжении 18 сек. мотор-колесо может выдавать до 1250 Нм. Непрерывный момент достигает 650 Нм. Соответственно со всех четырёх доступен колёсный момент в районе 5 тыс. Нм, что в принципе не так уж и много по меркам современных электромобилей.
Скорость вращения ограничена на отметке 1600 об/мин. А это значит, что средний легковой автомобиль удастся разогнать до максималки в 200 - 210 км/ч.
Всё это работает и при этом не сгорает конечно же благодаря жидкостному охлаждению статора мотор-колеса. Так расход охлаждайки-незамерзайки (тосола, вода + гликоль) составляет 13 литров в минуту. И прокачивать это надо по обычному автомобильному радиатору.
Диаметр мотор-колеса составляет 433 мм, его глубина 125 мм.
Итак, переходим к установке.
Компания-производитель не рекомендует ставить эти мотор-колёса самому в гаражных условиях, а также тем фирмам в условиях автосервиса, которые не имеют опыта, навыков, да и вообще, в первый раз видят подобные технологии.
Основные сложности установки связаны с тем, что всегда выскакивают разного рода нюансы. Порой мотор-колёса оказываются больше, чем внутреннее пространство колёсных дисков.
Особый интерес представляет монтаж тормозных дисков, которые на самом деле никакие не диски, а самые настоящие кольца. Они крепятся к вращающейся части мотор-колеса. А тормозные суппорты крепятся к невращающейся части. В принципе, нет ничего сложного, но лучше пусть это делают те, кто эти мотор-колёса разработал.
Ну и разумеется не нужно забывать, что вам самим придётся устанавливать тяговую аккумуляторную батарею и зарядник к ней. Мотор-колёса требуют напряжение до 430 вольт. В данном автомобиле Мерседес уже установлена тяговая батарея, она зелёного цвета.
Что касается инверторов, то Protean Electric ставит свои, которые идеально согласованы по электрическим параметрам с их мотор-колёсами. На все 4 мотор-колеса идёт один инвертор и один VCU (блок управления инвертором) для связи с компьютером. Здесь они стоят под полом багажника.
По задумке производителя такая вот система из четырёх мотор-колёс - это способ избавиться от тяговых электроприводов, которые обычно стоят на передней и задней оси современных электромобилей. И таким образом внутри электрокара становится больше свободного места.
Что касается стоимости одного такого комплекта, то пока о ней говорить рано, поскольку как товар эта технология на рынок официально не вышла. Но по слухам она не будет превышать стоимость двух тяговых электроприводов той же мощности.