Найти тему

Жизнь в музее

Музейное, ироничное, профдеформационное.

Однажды мы с коллегами создавали экспозиционно-выставочное пространство из гофрокартона — удивительный, благодатнейший материал из которого можно сделать и стены, и этикетки, и платишко. Выставка пользовалась бешеной популярностью среди нашего города и той одной тысячи двухсот пятидесяти человек, которые ее посетили. Эти благородные люди со слезами на глазах жали нам руку и говорили, постепенно переходя к сдавленным рыданиям, что это (выставка из гофрокартона) — фантастическое решение, что наш дизайнер — гений гофрокартона малых и крупных монументальных форм, и что больше никогда, нигде и никто. И даже суровое руководство было довольно нами, что выражалось в легком подергивании углов рта и в набегающей смутной тени предположительной улыбки в области челюстно-лицевой хирургии. И еще долгие годы дизайнерские останки этой выставки, включая кресло-качалку слегка напоминающее «кресло допроса» святой инквизиции, преследовали автора, загромождая кабинет и вызывая нездоровый интерес неофитов. Но мы не об этом.

Самоочевидно, что музейный люд истово ищет, как проклятый, новые художественные средства выражения для своего музейного языка. И в этом смысле временные выставки — отличное место для экспериментов над собой и разнообразными общестроительными материалами, пригодными к употреблению в выставочной деятельности, которые суть — инструмент, а иногда и образ. Конечно, разумеется — да, мы ходим на выставки смотреть прекрасное. Но будет лукавством не рассказать и о том, что не только прекрасное и концептуальное, но и тактико-техническое привлекает завистливый, дергающийся на нервах, глаз усердного сотрудника музея, пришедшего с дружественным визитом к коллегам на выставку. Из чего стены? На чем напечатаны тексты и этикетки? Какие витрины? Какой багет? Какой картон? Какой свет из какого светильника? Почему этот цвет или скорее, господитыбожемой, как они нашли этот цвет и где были наши-то глазы, когда очередной цвет искали мы? Как? Из чего? Почему? На чем? Где? Кто? Вот тот мильон вопросов, который после посещения очередного открытия роится в голове измученного экспозиционера, находящегося в бесконечном поиске новых форм и средств выражения.

Что до цвета «выставки», который собственно, является активным компонентом архитектурно-художественного решения любой музейной экспозиции и оказывает значительное влияние на восприятие как экспозиции в целом, так и отдельных комплексов и экспонатов, то битвы за цвет — это, пожалуй, самые эпические сражения во всей экспозиционно-выставочной деятельности автора, ибо, как правило, ни один из примерно пяти тысяч оттенков колеровочной палитры не подходит, не нравится, не отвечает внутреннему камертону дизайнера и он (музейный дизайнер) до бесконечности может рассматривать электронные версии калибровочных карт и таблиц цвета в надежде найти тот самый, который он (музейный дизайнер) отчетливо видит в своей голове, а иногда уже и слышит.

Особое внимание, естественно, уделяется и шрифтам, которые используются в выставке, — это может показаться комичным, но это очень важные для всех музейщиков вещи, несмотря на их локальность и очевидную вторичность. А уж, простите, регулярные кровопролития за дизайн афиши и пригласительного билета заслуживают отдельных описаний, которые, поверьте, будут насыщенны таким количеством зловещих и ужасных подробностей, такими страстями и хитросплетениями сюжета, что любой «Макбет» покажется детской сказкой.

Поэтому, друзья, когда вы видите на открытии странных людей, которые, пытаясь казаться нормальными и максимально незаметными, максимально тактильно, до неприличия, исследуют окружающее выставочное пространство, а именно: трут пальцем краску на выставочных стендах, пробуют на зуб материал этикеток и вводного текста, заглядывают за выставочные конструкции, радостно хрустят древесностружечной плитой и судорожно фотографируют экспозиционное оборудование и этикетки, то знайте, это мы — люди, с тяжелой формой профдеформации (и ремиссии не будет), которые пытаются наполнить мир экспозиционно-выставочного искусства не только иными смыслами, но и поразить вас в самое сердце новыми, интересными коллаборациями «стекла и бетона» с ассортиментом любимых нами магазинов строительных товаров… Прокат стальной горячекатаный круглый, ГОСТ 2590-88 — вы слышите это орфоэпическое совершенство?

Крамской Иван Николаевич (1837—1887) Портрет В. Н. фон Дервиз
1887
Холст, масло
НИМ РАХ
Крамской Иван Николаевич (1837—1887) Портрет В. Н. фон Дервиз 1887 Холст, масло НИМ РАХ

P. S. Выражение лица Веры Николаевны фон Дервиз на этом портрете, — лучшая иллюстрация настроения и душевного состояния любого сотрудника экспозиционно-выставочного отдела любого музея при посещении наиболее удачных выставок, созданных коллегами.