На днях я писала статью про размужичье. В общих чертах, так раньше звали женщин, которые "достигнув возраста, уже не внушающего нежности местным кавалерам, усваивают себе мужские привычки и наклонности".
По словам современников были они "Тяжелы на руку. Какие они бабы, только звание одно. И работают, и дерутся здорово. Одна такая баба, поди, трех мужиков ограбить и от четвертого отбоярится. Вот в других местах точно что женский пол. А эти того и норовят тебе — в затылок... Бабы!.."
Если вы пропустили эту статью, то вот ссылка на нее:
В комментариях мне напомнили былину о богатыре Василие Буслаеве. Был там такой момент:
И тут девушка-чернавушка,
Бросала она ведро кленовоя,
Брала коромысла кипарисова,
Коромыслом тем стала она помахивати
По тем мужикам новогороцкием,
Прибила уж много до смерте.
Именно ее и изобразил на своей картине Андрей Рябушкин. Его чернавушка — это не просто девушка, а самая настоящая гром-баба, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт.
Но это былина, а вот реальность. Старостиха Василиса Кожина:
Крестьянка хутора Горшкова Смоленской губернии Василиса Кожина прославилась как яркая фигура партизанской войны против Наполеона. Считается, что Василиса убила несколько десятков французов и организовала партизанский отряд из женщин и детей, который наносил французским войскам значительный урон.
Дело было так:
"Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл в город партию пленных, забратых крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали ещё несколько французов и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят, и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама…
В сём намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался её.
Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно и, ударя по голове своим жезлом — косою, повергла его мёртвым к ногам своим, вскричавши: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться! Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!“ И после этого кто усомнится, что пленные признали над собой власть старостихи Василисы".
За свои боевые заслуги Кожина была награждена медалью и денежным пособием в 500 рублей. Стала знаменитостью еще во время войны, ее образ фигурировал в рассказах, литературе и народном творчестве, есть несколько известных лубков с ее участием. В современной России имя Василисы Кожиной носят улицы, станция, деревня, есть памятник Кожиной.
Отдельно удивляет женское оружие: коса, да коромысло. В общем-то обычные рабочие инструменты, способные превращаться в сильных женских руках в нечто опасное.
В статье использованы цитаты из этого источника: https://t.me/captainpaleo
Если вам понравилась статья, не забывайте, пожалуйста, про лайк.