Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Можно ли совсем перестать идеализировать?

До сих пор в психологическом пространстве довольно часто можно встретить идею о том, что одна из главных задач терапии и самого человека – принятие реальности, людей и событий в ней.

В связи с этим, механизмы психологической защиты становятся важной мишенью, поскольку, по своей сути, они нацелены, как минимум, на видоизменение реальности, а иногда и на ее полное избегание.

Возникает своего рода идеал психологической зрелости, про котором человек видит вещи такими, какими они есть на самом деле, то есть в реальности (при этом знания о реальности транслирует, разумеется, терапевт, который также использует психологические защиты, кстати). Мы можем не замечать, что такой идеал – это своего рода результат обратной идеализации: не только клиенты хотят от нас, чтобы мы знали все и помогли им с решением всех проблем, но и мы хотим, чтобы они стали «идеально зрелыми».

При этом мы нередко забываем, что задача работы психологических защит – не искажение реальности, а создание такой ситуации, когда разница между моими потребностями и тем, на сколько они на самом деле удовлетворяются, становится для меня хотя бы переносимой (а еще лучше, если я считаю, что потребности, в целом, удовлетворяются). То есть защиты работают не столько с условной «реальностью», сколько с нашими субъективными переживаниями и оценками.

Если мы вспомним одну из весьма «популярных» защит – примитивную идеализацию – то прекрасно увидим, как она связана с потребностями.

-2

Примитивная идеализация создает:

Образ другого человека, который вызывает абсолютное доверие, как будто знает и умеет все, сделает так, что все будет «в порядке» в любой ситуации. Иногда этот процесс направлен не на другого человека, а на собственную самость (как при нарциссических состояниях). Но цели от этого не меняются. Примитивная идеализация обеспечивает:

  1. Безопасность. Поскольку без нее невозможно ни выживание, ни тем более – развитие. Поэтому нам нужно ощущать, что кто-то (или мы сами) способны эту безопасность обеспечить.
  2. Способность со всем справляться, то есть ощущение влияния в противовес чувству беспомощности. Если мы верим, что человек рядом с нами «может решить любую проблему», часть этого ощущения достается и нам.
  3. Возможность испытывать только удовольствие (и не испытывать боли) в отношениях. Поскольку идеализируемы человек наделяется всеми требующимися нам качествами, и за счет этого становится абсолютно хорошим, то мы ожидаем, что в контакте с ним мы вообще не будем испытывать боли и фрустрации.

В данном случае мы видим базовые потребности развития: безопасность, возможность влиять и удовлетворяющие отношения.

-3

Поскольку потребности – это постоянно существующий процесс, а не разовая ситуация, они присутствуют в нашей жизни постоянно. И также неизбежно будут присутствовать психологические защиты, обслуживающие их. Но чем больше наши возможности по удовлетворению потребностей, чем более зрелыми являемся мы сами, тем менее «примитивными» эти защиты будут.

И в случае с идеализацией, она может иметь зрелую, не примитивную форму.

Например, когда мы начинаем учиться чему-нибудь, мы все также попадаем в состояние, когда другой человек знает что-то, чего не знаем мы и умеет справляться с чем-то, с чем мы еще не умеем (например, знает иностранный язык и умеет на нем разговаривать с носителями языка). При этом, поскольку человек в этот момент является для нас новым, и к тому же, мы не являемся специалистами в той сфере, куда идем учиться (или пользоваться услугами), мы оказываемся в ситуации, когда мы не обладаем ни полнотой информации, ни средствами для ее оценки. И эту самую «вопросительную зону» (где мы недостаточно знаем, а то, что знаем не умеем оценивать) мы заполняем идеализированными ожиданиями: например, что преподаватель достаточно хороший и компетентный. Потому что, если это ощущение не создать, мы просто не начнем учиться.

Таким образом:

  1. Зрелая идеализация «достраивает» образ другого человека, себя или ситуации в тех пределах, которые нужны для вступления в контакт и первоначального удерживания в нем. Перефразируя немного Дональда Винникотта, получается «достаточно хороший человек».
  2. По мере развития отношений, зрелая идеализация не сменяется обесцениванием, а скорее позволяет постепенно «догонять» партнера, поэтому иерархическая разница со временем уменьшается (когда мы учимся, наш уровень знаний или навыков постепенно приближается к уровню преподавателя, в этом собственно и цель процесса). Качественная же разница сохраняется, поскольку другой человек по-прежнему является обладателем своего уникального опыта (например, выучив язык, я не становлюсь сам при этом опытным преподавателем).
  3. Исходное восхищение, в зависимости от типа отношений, сменяется привязанностью, уважением и благодарностью. При этом мы способны видеть какие-то зоны или моменты, с которыми партнер недостаточно хорошо справляется, но это не приводит к болезненному разочарованию, а является частью плавного процесса сближения наших уровней.

Поэтому, полностью обойтись без идеализации (как и без защитных механизмов в целом) невозможно, да и не нужно. Невозможно «идеальное», ничем не искаженное восприятие реальности. Скорее возможно более качественное удовлетворение потребностей, открывающее пространство для развития и уменьшающее необходимость использовать «тяжелую артиллерию» защит.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал
https://t.me/psychology_of_aliveness
Запись на консультацию
@pershikova_psychoanalyst

Автор: Першикова Лариса Евгеньевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru