Помню одна клиентка, мама 6 летнего ребенка, была недовольна моей работой..
после занятия с ребенком, возмутилась:
- да вы там просто с ним играли!!
Наверно в ее представлении я должна была серьезно с ним поговорить, объяснить ему что-то и все, проблема решена.
Но психолог не читает детям мораль, не объясняет, не рассказывает. До подросткового возраста разговорная терапия с детьми не проводится.
Когда запрос звучит таким образом:
- ну вы там поговорите с ним..
Я не возьму такой запрос, я не поговорю. В кабинете психолога происходят совсем другие вещи.
Дети не рассуждают таким образом: что-то то я разозлился на мальчика, так как у него игрушка лучше , чем у меня, хотя я понимаю, что у меня достаточно игрушек для счастливой жизни. Да и взрослые редко рефлексируют на таком уровне.
Поэтому психолог работает с ребенком через игру, через творчество. Через образы, картинки.
И родителям тоже стоит это учитывать, что мышление ребенка , его саморефлексия, волевые процессы еще не развиты достаточно для "серьезного разговора".
Итак. Игра.
Игра для ребенка играет огромную роль.
В 2-3 года ребенок уже может придумать небольшой сюжет, разыгрывать сценки.
Дети размещают в игре свои фантазии, желания, чувства.
Игра для ребенка это возможность проявить себя, показать и отреагировать накопившиеся чувства.
Когда ребенок показывает нам игру - это возможность поговорить с ним об этом
- вот на рисунке человек разозлился, так как у него забрали игрушку, а тебя что злит больше всего?
или
и что он будет делать теперь?
а что бы ты сделал на его месте?
а у тебя забирали игрушку?
Ребенок показывает, как монстр все разрушает. Зачем он это показывает? Что хочет донести?
- почему монстр хочет все разрушить? может ему что-то не хватает? может ему не хватает спокойствия? что его может успокоить?
Если ребенку важно отыграть агрессию, можно поддержать его в этом
- О! какой сильный дракон! Всех победил!
Но иногда важно показать, что с деструктивной частью можно подружиться
- что дракону не хватает? почему он злится? может у него не своего домика? может он голодный?
В 7-9 лет ребенок может отойти от игры в реальную жизнь
- это прямо как Вовка меня пытался ударить, но я сильный, оттолкнул его
Ребенок может прятать игрушку в песок, потом ее находить и ликовать. Это примерно как если бы мама ушла и потом вернулась. Проигрывание потери, расставания с чем -то. Вообще такая игра больше свойственна для деток 2-3 лет. Они как раз находятся в ситуации ранней сепарации. Но если в такую игру играет пятилетка, значит у него есть потребность вернуться в более ранний возраст и доиграть ситуацию (травму)
Кстати, если ребенок вдруг начинает играть в очень детские игры, даже вести себя как малыш, часто это связано с сильным стрессом. Так срабатывают защиты. Не надо ругать ребенка, говорить , что он же взрослый. Поиграйте с ним в эту игру. Дайте определенное время для этого. Можно так и сказать:
- ты хочешь побыть малышом? Ок! хочешь я тебя покачаю как маленького..
понянчиться с ним, посюсюкать.. побаловать
А потом, через какое то время, сказать:
- ну вот, мы с тобой поиграли в малыша, а теперь давай побудешь взрослым.
Занятия с ребенком, изучение букв, цифр, аппликация и тд, не заменят игру.
Сюжетная игра необходима для психологического здоровья ребенка.
Иногда бывает ко мне приходят детки, которые вообще не умеют играть. И для того, чтобы решить их психологические проблемы, необходимо научить их это делать. Через фантазирование, образное мышление, творчество (что нарабатывается в игре) - решаются детские проблемы.
Повторюсь.. С ребенком нельзя сесть и поговорить серьезно, спросить напрямую - что тебя беспокоит. Дети до подросткового возраста не обладают саморефлексией. Они с трудом понимают чего они боятся, что раздражает и злит, свои реакции, переживания. Вот именно через игру и ребенку и взрослому, который с ним в этом процессе находится, становится понятнее, что происходит на самом деле.
А еще игра - это основа для формирования саморефлексии. Это необходимая закладка для будущего.
Если ребенок очень мало играет , у него не развито фантазирование, образное мышление, креативность, стресс такой ребенок проживает намного сложнее. Он не знает, что делать, когда есть страдание, есть трудности, сильные эмоции. В таком возрасте или мама контейнирует или творчество и игра помогают. А если нет возможности разгрузиться, появляются неврозы и разного рода нарушения личности. Это могут быть тревожность, зависимость, избегающее поведение.
В подростковом возрасте такому ребенку ( не подготовленному игрой) становится особенно сложно. Доступ к внутренним процессам ограничен, внутренняя психологическая работа проводится слабо. Это приводит подростка к зависимостям и дезадаптации ( от компьютера, игр, наркотиков и алкоголя).
Почему родители не могут играть с ребенком, не получается или поднимается тревога, или злость или другие чувства, об этом в следующей статье.
Группа ВК Детский психолог https://vk.com/deti289
Добавляйтесь в группу, пишите комментарии, задавайте вопросы.
Запись на прием whats ap +79787943713 Симферополь очно или онлайн.
Автор: Ештокина Евгения Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru