Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Да вы там просто играете с ребенком…

Помню одна клиентка, мама 6 летнего ребенка, была недовольна моей работой..

после занятия с ребенком, возмутилась:

- да вы там просто с ним играли!!

Наверно в ее представлении я должна была серьезно с ним поговорить, объяснить ему что-то и все, проблема решена.

Но психолог не читает детям мораль, не объясняет, не рассказывает. До подросткового возраста разговорная терапия с детьми не проводится.

Когда запрос звучит таким образом:

- ну вы там поговорите с ним..

Я не возьму такой запрос, я не поговорю. В кабинете психолога происходят совсем другие вещи.

Дети не рассуждают таким образом: что-то то я разозлился на мальчика, так как у него игрушка лучше , чем у меня, хотя я понимаю, что у меня достаточно игрушек для счастливой жизни. Да и взрослые редко рефлексируют на таком уровне.

Поэтому психолог работает с ребенком через игру, через творчество. Через образы, картинки.

И родителям тоже стоит это учитывать, что мышление ребенка , его саморефлексия, волевые процессы еще не развиты достаточно для "серьезного разговора".

Итак. Игра.

Игра для ребенка играет огромную роль.

В 2-3 года ребенок уже может придумать небольшой сюжет, разыгрывать сценки.

Дети размещают в игре свои фантазии, желания, чувства.

Игра для ребенка это возможность проявить себя, показать и отреагировать накопившиеся чувства.

Когда ребенок показывает нам игру - это возможность поговорить с ним об этом

- вот на рисунке человек разозлился, так как у него забрали игрушку, а тебя что злит больше всего?

или

и что он будет делать теперь?

а что бы ты сделал на его месте?

а у тебя забирали игрушку?

Ребенок показывает, как монстр все разрушает. Зачем он это показывает? Что хочет донести?

- почему монстр хочет все разрушить? может ему что-то не хватает? может ему не хватает спокойствия? что его может успокоить?

Если ребенку важно отыграть агрессию, можно поддержать его в этом

- О! какой сильный дракон! Всех победил!

Но иногда важно показать, что с деструктивной частью можно подружиться

- что дракону не хватает? почему он злится? может у него не своего домика? может он голодный?

В 7-9 лет ребенок может отойти от игры в реальную жизнь

- это прямо как Вовка меня пытался ударить, но я сильный, оттолкнул его

Ребенок может прятать игрушку в песок, потом ее находить и ликовать. Это примерно как если бы мама ушла и потом вернулась. Проигрывание потери, расставания с чем -то. Вообще такая игра больше свойственна для деток 2-3 лет. Они как раз находятся в ситуации ранней сепарации. Но если в такую игру играет пятилетка, значит у него есть потребность вернуться в более ранний возраст и доиграть ситуацию (травму)

Кстати, если ребенок вдруг начинает играть в очень детские игры, даже вести себя как малыш, часто это связано с сильным стрессом. Так срабатывают защиты. Не надо ругать ребенка, говорить , что он же взрослый. Поиграйте с ним в эту игру. Дайте определенное время для этого. Можно так и сказать:

- ты хочешь побыть малышом? Ок! хочешь я тебя покачаю как маленького..

понянчиться с ним, посюсюкать.. побаловать

А потом, через какое то время, сказать:

- ну вот, мы с тобой поиграли в малыша, а теперь давай побудешь взрослым.

Занятия с ребенком, изучение букв, цифр, аппликация и тд, не заменят игру.

Сюжетная игра необходима для психологического здоровья ребенка.

Иногда бывает ко мне приходят детки, которые вообще не умеют играть. И для того, чтобы решить их психологические проблемы, необходимо научить их это делать. Через фантазирование, образное мышление, творчество (что нарабатывается в игре) - решаются детские проблемы.

Повторюсь.. С ребенком нельзя сесть и поговорить серьезно, спросить напрямую - что тебя беспокоит. Дети до подросткового возраста не обладают саморефлексией. Они с трудом понимают чего они боятся, что раздражает и злит, свои реакции, переживания. Вот именно через игру и ребенку и взрослому, который с ним в этом процессе находится, становится понятнее, что происходит на самом деле.

А еще игра - это основа для формирования саморефлексии. Это необходимая закладка для будущего.

Если ребенок очень мало играет , у него не развито фантазирование, образное мышление, креативность, стресс такой ребенок проживает намного сложнее. Он не знает, что делать, когда есть страдание, есть трудности, сильные эмоции. В таком возрасте или мама контейнирует или творчество и игра помогают. А если нет возможности разгрузиться, появляются неврозы и разного рода нарушения личности. Это могут быть тревожность, зависимость, избегающее поведение.

В подростковом возрасте такому ребенку ( не подготовленному игрой) становится особенно сложно. Доступ к внутренним процессам ограничен, внутренняя психологическая работа проводится слабо. Это приводит подростка к зависимостям и дезадаптации ( от компьютера, игр, наркотиков и алкоголя).

Почему родители не могут играть с ребенком, не получается или поднимается тревога, или злость или другие чувства, об этом в следующей статье.

Группа ВК Детский психолог https://vk.com/deti289

Добавляйтесь в группу, пишите комментарии, задавайте вопросы.

Запись на прием whats ap +79787943713 Симферополь очно или онлайн.

Автор: Ештокина Евгения Александровна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru