Не останавливать украинское наступление или сесть за стол переговоров – эти противоречия раздирают западные страны. Чем обусловлена такая двойственность позиций, рассказывает «Абзац».
Автор Арина Ткачук
Переговоры или формальность
Практически каждый второй западный политик на саммите «Большой двадцатки» упоминает украинский вопрос и говорит о необходимости начать переговорный процесс.
Издание Politico со ссылкой на неназванных представителей американской администрации уверяет, что Госдепартамент США якобы готовит почву для возможных переговоров между Россией и Украиной, но в Вашингтоне существуют разногласия относительно необходимости подобных шагов.
Советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан заявил журналистам, что Штаты будут продолжать поддерживать Украину в военном отношении.
«Вся эта тема с тем, что Украина готова уступить России в переговорах, – придумка прессы, и ничего более. Вашингтон сделает всё, чтобы поставить Украину в наилучшее положение на поле боя, и мы не будем указывать, что им делать», – цитирует его слова Reuters.
С другой стороны, есть те, кто настроен на скорейшее заключение мира. Так, главнокомандующий США Марк Милли, отвечая на вопрос о перспективах дипломатии, отметил, что ранний отказ от переговоров во время Первой мировой войны привёл к ещё миллионам жертв.
«Поэтому, когда есть возможность вести переговоры, когда можно достичь мира, нужно ловить момент», – сказал Милли Экономическому клубу Нью-Йорка в среду.
Сам президент Зеленский якобы открыто выступает за переговоры. Однако все заявления, которые он делает, говорят об обратном. Официальная позиция сейчас такова, что если мира не будет на условиях Украины, его не будет вообще.
Наступать или нет?
Журналисты Джонатан Лэндей и Том Балмфорт в материале для информационного агентства Reuters отмечают, что некоторые военные аналитики считают, что после ухода российских войск с правого берега Днепра Украина при поддержке Запада сможет одержать полную победу.
«Зима замедлит ход событий, но нет необходимости останавливать наступление. Украина обладает инициативой и импульсом и диктует русским, где и когда будет следующий бой», – сказал Филип Ингрэм, бывший высокопоставленный офицер британской военной разведки.
Однако и по вопросу дальнейшего наступления на Западе нет единой позиции. Недавно генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что нельзя недооценивать Россию. Однако при этом он призвал оказывать ещё бо́льшую поддержку Украине, чтобы не допустить возвращения русских на прежние позиции.
Неоднозначность означает беспокойство
Бывший народный депутат Украины Владимир Олейник уверен, что западные страны беспокоит тот факт, что существует возможность переноса военных действий на территорию других стран.
«Запад изначально хотел быстрым ударом через санкции и военные действия на Украине вызвать социальные волнения внутри России, чтобы добиться смены власти. Этого они не достигли, а получили большие проблемы с возможностью ядерного конфликта», – сказал он «Абзацу».
Олейник добавил, что Зеленский будет всеми силами поддерживать военные действия, потому что понимает, что не сможет стать президентом после их окончания.
«За своё место он держится мёртвой хваткой, чтобы отмыть как можно больше денег. Он полезен только во время активной фазы конфликта, а вот как только всё закончится, в первую очередь вопросы по потерям будут к нему», – объяснил бывший депутат.
С переговорами может быть проблема, отмечает Олейник. Сейчас Украина ищет тех, кто может стать гарантом, медиатором, а те, кто устраивает Украину, не устраивают Россию.