Найти тему

Не знаю, правильно ли я делаю... Какую методику выбрать для развития речи

Оглавление

Исподволь зрела эта тема. Слишком часто встречается фраза из названия в рассказах родителей. Поняла, что нужно поговорить о правильности их действий при общении с детьми.

Как у меня принято, разовью тему по пунктам, т. к. единого ответа на все задачи дать нельзя.

Пункт первый. Раннее развитие.

Это всё, что касается времени появления навыков у ребенка и ваших волнений по поводу их отставания. Обращайте основное внимание на физическую и психологическую готовность к навыку. Например, ребёнок активно использует всякие палочки, когда играет на улице, но при этом не ест вилкой. Ну и пусть пока берёт ручкой нарезанные кусочки!

Правильно оценивать развитие навыков - это значит не воспринимать их буквально. Авторы скрининговых тестов тоже субъективны, они наблюдали за конкретными детьми в определённых ситуациях. А у вас ваше собственное уникальное чудо!

Задумываться стоит, если есть сложности не в одном пункте из теста, а в двух-трех или более показателях. То есть, парочка пунктов не дотягивает в понимании речи, один-два пункта в возрасте развития руки и прочие комбинации.

Пункт второй. Развитие речи.

Тут всегда множество сомнений и опасений у родителей. Даже когда всё идёт по возрастным нормам, они волнуются. А уж если приходится тем или иным способом способствовать становлению речи, поводы для тревоги сделать что-то не так появляются на каждом шагу. Не открою секрет, если скажу, что специалисты тоже волнуются. Слишком мало сигналов получаем мы на раннем этапе работы от ребёнка, чтобы сразу понять, эта методика ему нужна или другая. Единственное, что позволяет свести сомнения к минимуму, заключается в способе закидывания "широкой сети". Я его применяю уже больше 30 лет. Поясню. Начинаю активизировать речь, опираясь на все возможные анализаторы. И тактильное воздействие, и слуховое, и зрительное, и эмоции подключаю. В самых трудных случаях провожу даже обонятельный тренинг. Примерно за два месяца вытягивания ребёнка этой " широкой сетью" всегда появляется положительная динамика (пусть минимальная), которая поможет понять, куда стоит направить дальнейшие усилия.

То есть правильно поступать в этот период, это значит замечать малейшие подвижки в развитии малыша и реагировать на них, чтобы не топтаться на месте и не тормозить эту динамику.

Кстати, советы психологов вести хотя бы самый примитивный дневник, весьма полезны. Не обязательно рукописный. Мне, например, очень помогают поэтапные съемки ребёнка. Сама их просматриваю и понимаю, как и куда движется мой ученик.

Этот мой ученик пошел в сторону глубокого образования.  Его семья поддерживает мальчика. Потому что для него это правильно!
Этот мой ученик пошел в сторону глубокого образования. Его семья поддерживает мальчика. Потому что для него это правильно!

Пункт третий. Развитие мелкой моторики.

Масса копий сломано в битве за правильное обучение ребёнка приёмам рисования и письма. Мы с вами рассуждали, на какие хитрости идут мамы, чтобы вложить карандаш в руку ребёнка с нужной стороны. Кстати, сильно пополнилась копилка историй от читателей о том, что короткие мелки и сломанные пополам карандаши помогают научить малыша держать их тремя пальчиками. Забавно, но работает способ! Но тема правильности на этом не исчерпана. Давайте вспомним, что есть люди с ведущей левой рукой, есть случаи нарушений опорно-двигательного аппарата, не забуду упомянуть слабовидящих людей. У них будут свои способы рисования и письма.

Какая тут может быть категорическая рекомендация? Правильно, её и быть не должно. Человек рисует и пишет так, как позволяют ему строение и особенности его "Я" во всей целостности.

Обобщаю.

Правильно то, что подходит именно вашему ребёнку и способствует его наиболее гармоничному развитию.

Есть и неправильное. То, что я не могу обсуждать без содрогания. Это попытки вколотить в ребёнка умения, знания и навыки. Заметьте, слово вколотить я написала без кавычек. За десятилетия своей практики сталкивалась и с такими методами. Нельзя так научить ребёнка, это путь озлобления, он тупиковый.

Если какая-то тема правильности вас продолжает волновать, пишите в комментариях. По сложившейся традиции, я добавлю её в статью.

Моя творческая ученица, с ярко выраженными актерскими и художественными способностями. Ее родители позволили ей развиваться в этом направлении. И это тоже правильно!
Моя творческая ученица, с ярко выраженными актерскими и художественными способностями. Ее родители позволили ей развиваться в этом направлении. И это тоже правильно!