Меня до сих пор слова «доход» и «расход» вгоняют в тоску и уныние. А бухгалтеры – отдельная каста людей, которых я никогда не пойму.
Но собственникам бизнеса многому приходится учиться, в том числе и финансовому языку, чтобы разговаривать с такими вот бухгалтерами, финансистами и банковскими работниками. И понимать, что они имеют ввиду.
Оговорюсь сразу, статья написана с точки зрения управленца, а не бухгалтера!
1. Выручка.
Как ни странно, не все четко знают, что это такое.
Выручка – денежные средства, полученные в результате основной деятельности предприятия. Например, выручка салона красоты – денежные средства от оказания услуг специалистами салона.
Как правило выручку рассматривают в разрезе разных направлений и периодов времени: за месяц, квартал, неделю, год и т.д.
В чем состоит основная опасность?
Предприниматели в начале и даже середине своего пути считают все деньги на расчетном счете компании своими. Конечно это ведет к тяжелым последствиям для бизнеса. На моих глазах закрылась отличная компания. Только потому, что директор выводил деньги без разбора. И в итоге компании просто не хватило средств на существование.
В первую очередь выручка идет на расходы компании: себестоимость, аренда, зарплаты и т.д. И только после оплаты всех-всех расходов, включая налоги, предприниматель может забрать себе часть чистой прибыли.
2. Доход.
Честно сказать, доход – не очень распространенное понятие.
И знают о нем еще меньше, чем о выручке.
Доход – средства, полученные компанией от неосновной деятельности.
Например, у вас простаивает один из цехов, и вы хотите сдать его в аренду. Или решили продать ценные бумаги, которыми владела компания (если купля-продажа ценных бумаг не основная ее деятельность). И тогда речь идет о доходе, а не о выручке.
2. Расходы.
В предпринимательской расходы делятся на несколько категорий.
Операционные или коммерческие – направлены на привлечение клиентов и продажи.
(ФОТ отдела продаж и коммерческого директора, реклама и маркетинг, обслуживание сайта, CRM)
Административные –связаны с обслуживанием компании.
(ФОТ бухгалтеров и генерального директора, программное обеспечение, секретариат, уборщица, канцтовары)
Производственные – связаны с производством продукта
(общепроизводственные – ФОТ производственного персонала; косвенные производственные – аренда склада, обслуживание оборудования)
Переменные или прямые – расходы, которые напрямую зависят от количества произведенного продукта.
(сырье и материалы, логистика до места производства или использования).
Это все конечно здорово и масштабно, но сложно.
На первых порах, я предлагаю:
- Собрать воедино все расходы до копейки за какой-то период. Лучше брать год в разрезе по месяцам. Вы сможете составить хоть какой-то прогноз наперед.
- Выделите «переменные» расходы, которые напрямую зависят от количества продаж. То есть при отсутствии продаж у вас этих расходов не будет.
- Определить «прямые и косвенные производственные расходы» (если они есть).
- Остальные расходы попадают в «постоянные» или «условно-постоянные».
Помните, что нет строгих правил распределения расходов на переменные и постоянные. Понятно, что материалы для производства точно будут в переменных. А как распределять затраты на маркетинг или ФОТ, решать только вам.
Если вы возьмете переменные затраты и добавите при наличии производственные, то получите себестоимость товара или услуги.
Вот что у меня получилось по салону красоты:
В разных отраслях бизнеса соотношение постоянных и переменных расходов будет абсолютно разным. Но важно понимать расходы своей компании и правильно их распределять.