Есть сериалы, которые, как говорится, обогнали свое время. Проще говоря, стали поворотными для своего жанра, а то и вовсе, привели к технологическим и прочим новациям всего телепроизводства.
А есть сериалы, которые свое время… обогнули. Взяли, и, не ломая канонов жанра, не нарушая негласных правил, не выходя за рамки возможного, просто очень сильно отличились и стоят особняком, задавая для остальных стандарт качества. О них и речь.
«Холистическое детективное агентство Дирка Джентли»
Тодд Броцман (Элайджа Вуд), портье в отеле, находится на самой первой ступеньке социальной лестницы без шансов добраться даже до второй. Ниже него только бездомные бомжи. Беззаботные годы юности с собственной рок-группой давно в прошлом, в настоящем – убогая квартирка и должность портье в местном отеле, в будущем – сомнительная перспектива через десяток лет стать старшим портье.
В один из безликих рабочих дней старший менеджер поручает ему подняться в пентхауз и посмотреть, что там случилось ночью, на что там жаловались постояльцы.
По странной случайности лифт останавливается за один этаж до нужного, и Тодд видит в конце коридора… самого себя, обряженного в сутенерскую меховую шубу и в крови. Через мгновение чья-то рука дергает второго Тодда за шубу и тот пропадает, а охреневший донельзя первый Тодд доезжает до нужного этажа. В пентхаузе перед ним разворачивается не менее странная, чем этажом ниже, картина: пентхауз разгромлен в хлам, на стенах следы от челюстей… огромной акулы?!
Странный рабочий день заканчивается странным вечером, когда к нему вваливается какой-то пижон, который представляется холистическим детективом Дирком Джентли, и предлагает Тодду присоединиться к нему на правах помощника и друга в расследовании таинственного преступления из будущего.
Сериал с первой же серии позволяет или в него влюбиться, или выключить и никогда к нему не возвращаться. Жанр проекта определить можно через безумный микс детектива, фантастики, мистики, приключений, абсурда и комедии, который, несмотря на большое количество ингредиентов, приготовлен филигранно и и имеет полностью самостоятельный вкус.
Холистический метод Дирка Джентли основан на теории холизма (это философское течение существует на самом деле, кстати говоря), согласно которой целое всегда больше, чем простая сумма его частей. Ну, или проще говоря, во вселенной всё сущее увязано в единую сеть причинно-следственных связей; сам Дирк Джентли, из-за своей феноменальной интуиции эти причинно-следственные связи вселенной чувствует и осознает, и, соответственно, ему просто надо слепо своей интуиции верить, а она или приведет к нему преступника, или преступника приведет к Дирку. По этой причине Джентли нет нужды собирать улики, опрашивать свидетелей или следить за подозреваемыми – во вселенной всё устроено так, что он неминуемо окажется к нужном месте и в нужное время. Но есть проблема: по какой-то причине за Дирком охотится куча всякого разного народа, включая правительственных агентов из секретной организации, и даже его интуиции не хватает, чтобы осознать ВСЕ причинно-следственные связи во вселенной.
Глубина идеи сюжета и проработки сценария – целиком заслуга автора оригинальной книги и соавтора сценария сериала – Дугласа Адамса. Того самого, который больше всего известен своим «Путеводителем по галактике для автостопщиков», ну или «Автостопом по галактике».
Серия книг про Дирка Джентли популярна (а, значит, известна широкому кругу читателей) поменьше, в основном из-за сложного текста книг, что отпугивает массового потребителя. Поэтому сценарий освободили от свойственных тексту оригинала многослойных словесных конструкций, оставив главное – запутанные и в пространстве, и во времени приключения двух друзей, сдобренные изрядной долей гротеска, иронии, изящного (но не всегда) юмора и всяких фантастических, мистических, конспирологических и прочих, радующих глаз зрителя наворотов.
Ну, а набор тех, за кем охотятся Джентли и Броцман, как будто взят отсюда https://scpfoundation.net/ . Сразу успокою – по ссылке интернациональный портал коллективного интернет-творчества, мастерски оформленный под сайт секретной организации, которая занимается отловом и содержанием разнообразных сущностей сверхестественного толка. И, поверьте, фантазия его пользователей гораздо богаче и ярче, чем у большинства современных профессиональных киносценаристов.
«Холистическое детективное агентство Дирка Джентли» обогнуло свое время за счет увлекательной истории, основанной на нетривиальной идее, а также благодаря визионерскому подходу сразу к нескольким привычным тележанрам и их виртуозному смешению.
«Академия Амбрелла»
Сразу оговоримся: к франшизе «Resident Evil» cериал не имеет никакого отношения. Зато он имеет отношение к такому избитому жанру, как комиксы. Тем ценнее он будет для зрителя, уставшего от засилья однотипных персонажей, убогих сюжетов, картонных эмоций и дешёвого CGI.
Однажды, 1 октября 1989 года случилось чудо: у 43 женщин по всему миру, которые утром еще даже не были беременны, вечером родились дети. К каждой из них обратился эксцентричный миллиардер сэр Реджинальд Харгривз с предложением выкупить ребенка. Семь матерей согласились.
Так возникла Академия Амбрелла для семи её воспитанников, самое странное учебное заведение для детей с аномальными способностями. Их воспитанием и обучением занимался лично сэр Харгривз, оттачивая их навыки и приучая работать в команде, зато совсем не заботясь о таком важном вопросе, как взросление детей и подростков.
К сожалению, именно работа в команде является слабым звеном главных героев сериала, и к началу событий, о которых рассказывается в сериале, все они давно разбежались в разные стороны, живут своими жизнями и пытаются забыть свое не очень удавшееся детство, полное муштры бессердечного отца, где у них не было материнской любви, так как функции матери выполнял биоандроид Грейс, а роль мудрого дедушки досталась генно-модифицированному говорящему шимпанзе Пого. Как следствие, копившиеся годами межличностные проблемы и подростковые комплексы, трагическая гибель одного из детей-супергероев и пропажа без вести другого фактически разрушили команду. Правда, когда странной смертью умирает их Отец Реджинальд Харгривз, им, оставшимся впятером, снова приходится собраться вместе.
В этот момент появляется 5-й, их шестой брат, пропавший без вести в 13-летнем возрасте. Оказывается, что 5-го перебросило в недалекое будущее, где в мире разразился апокалипсис, уничтоживший человечество, а он прожил 45 лет в полнейшем одиночестве на развалинах цивилизации, пока не встретил представителей таинственной Комиссии, организации вне пространства и времени. И теперь он, 58 лет от роду, в силу какого-то временного катаклизма заперт в теле 13-летнего ребенка, а тот самый апокалипсис, куда он попал в детстве, начнется через 8 дней и как-то связан именно с выпускниками академии.
Несмотря на то, что сериал, казалось бы, не выходит за рамки жанра и главными героями выступают по-прежнему супергерои, в центре этой истории очень напряженные и по-настоящему драматичные, а иногда и трагичные взаимоотношения между персонажами, что делает этот сериал гораздо глубже и эмоционально насыщеннее, чем подавляющее большинство других супергеройских телепроектов и полнометражных фильмов. При этом, в отличие от натужно-картонной глубины тех же «Мстителей», в «Академии Амбрелла» драматическая составляющая сюжета смотрится очень органично; главные герои интересны не только своими способностями, они представляют из себя личности, за развитием и раскрытием которых очень интересно следить.
Выделяется проработкой и сюжет с элементами классической фантастики с качественно иным подходом к историям с путешествиями во времени, парадоксами временных путешествий, переплетением альтернативных временных линий. В общем, сценарий написан взрослыми для взрослых.
«Академия Амбрелла» обогнул своё время за счет нетривиального подхода к тому, как можно показать историю про супергероев. Здесь на первом месте именно взаимоотношения между людьми, прописанные очень трогательно и без присущего комиксам примитивизма, а суперспособности и завязанный на них неизбежный экшен удачно дополняют очень человеческую по духу историю и служат ей фоном, не выходя на передний план, но под завязку наполняя проект зрелищными сценами. Получилось очень проникновенное, и одновременно яркое и увлекательное кино, где здорово сбалансированы казалось бы взаимоисключающие для этого жанра составляющие.
Не верьте тем, кто сравнивает «Академию Амбрелла» с проектом от DC-комикс «Роковой патруль». «РП» - провалившаяся попытка снять то, что блестяще получилось у «Академии Амбрелла» - придать инфантильным историям про супергероев в трусах поверх лосин человечность и драматизм.
«Пацаны».
Про «Пацанов» вроде бы сказано уже столько всего, что писать про них хвалебные оды бессмысленно, а попытаться на нем хайпожорить – оскорбительно по отношению к создателям, подарившим нам такое крутое кино.
В основе сюжета - идея о том, что супергерои никакие не герои, а охреневшие в край от собственной исключительности и безнаказанности дегенераты, чьи суперспособности лежат в основе их презрения к человечеству.
Изрядная доля сарказма, а также очень злая и едкая сатира на современные реалии подарили нам сериал про то, как группа обычных людей, натерпевшихся от суперов горя, объединяется, чтобы им противостоять. Вселенная сериала метко названа одним из рецензентов «АнтиМарвелом» (стоило бы добавить и АнтиDC, но название получится слишком тяжелым, язык можно сломать): главные супергерои-злодеи – почти зеркальные отражения основных героев Мстителей и Лиги справедливости, а вместо хороших корпораций А.Старка и Б.Уэйна здесь имеется злобная корпорация «Воут», занятая одним беспринципным делом – монетизацией всего, что имеет отношение к суперам: от игрушек до киноблокбастеров и военных контрактов. Все суперы стремятся попасть в штат «Воута», но берут туда только тех, кто приносит наибольшую прибыль. Так корпорация создает еще один фильтр, через который на вершину славы поднимаются только самые беспринципные и отмороженные суперы, при этом способные успешно играть роль надежных защитников человечества. В «Воут» легко угадываются черты реальных транскорпораций вроде Меты или Гугла, «Воут», как и они, стремится контролировать людские массы, проникать везде, где только можно, и обеспечивать максимальную прибыль, формируя бессловесное и управляемое стадо потребителей.
Как и в Мстителях, в Пацанах есть команда элитных супергероев, Семерка, элита «Воута», с которой главным героям приходится иметь дело. И это тонкий сценарный расчет: поначалу зритель думает, что он смотрит обычный сериал про противостояние супергероев, и только через некоторое время приходит понимание, что «Пацаны» – про противостояние с системой.
Несмотря на острый социальный и сатирический подтекст, сериал очень зрелищный и кровавый, без заигрываний с рейтингами. Во главе Пацанов стоит Мясник (Butcher в оригинале), человек, потерявший любимую женщину и обвиняющий в этом суперов. Он ведет с ними партизанскую войну, где нет места пощаде врагу, а друзья и враги меняются местами с головокружительной скоростью. Ярость Мясника такова, что часто он не щадит даже свою команду, видя в них только инструмент своей мести, и отказывая им в праве на их собственные эмоции, переживания и проблемы.
Подкупает то, что все герои, от положительных до отрицательных, очень хорошо проработаны с точки зрения сценария, и отлично воплощены на экране актерами. «Пацаны» - тот сериал, который смотрится, как большой полноэкранный художественный фильм категории А.
«Пацаны» обогнули свое время за счет того, что вывернули концепцию о супергероях наизнанку и на этом фундаменте создали коммерчески успешный продукт, в котором рассказывается история о противостоянии с коммерчески успешными продуктами и высмеивается общество, основанное на коммерчески успешных продуктах.
«ОА»
«ОА» очень сложно описать. Он одновременно сочетает в себе то, от чего одни плюются – «Фууу, скукота, я потерял семь часов своей жизни», и то, что просто ошеломляет других. Я отношусь к стану вторых, поэтому оговорюсь сразу: я отношу этот сериал и к тем, что не только обогнули свое время, но и обогнали его. Но это не точно.
Итак, сюжет вращается вокруг того, что жизнь и смерть – не антагонисты, не начало и конец, а две взаимосвязываемые в момент смерти человека галактики. А для тех, кто освоит некие правила жизни и смерти в этих галактиках, открывается бонус: через смерть перейти из одной жизни-галактики в другую.
Это не христианский дуализм Рай/Ад, и это не индустское кармическое перерождение из камушка в цветочек. По замыслу авторов идеи и сценария, подобное является вполне научным явлением, которое вполне себе может быть изучено, и даже практики таких переходов, хоть и выглядят внешне мистическими, но имеют вполне объяснимую основу (впрочем, все-таки в сериале есть доля необъяснимой с точки зрения науки мистики, однако это лишь добавляет очарование главной идее проекта, оставляя зрителю пространство для размышлений о природе увиденного).
Главная героиня, Прейри Джонсон, слепая девочка-подросток, пропадает без вести при необычных обстоятельствах. Через семь лет она также необъяснимо появляется, избавившаяся от слепоты, и утверждающая, что теперь ее зовут ОА и она ангел. По разным причинам вокруг неё собирается небольшая группа подростков, которым она, с непонятной пока для зрителя целью начинает рассказывать свою историю. Поначалу то, о чем она говорит, принимается слушателями за какой-то бред, однако и тем не менее они снова и снова встречаются с ней, а история, поначалу абсурдная и больше похожая на фантазии сумасшедшего, начинает обретать все признаки реальности и влиять на окружающий мир.
Те, кому «ОА» понравился, часто проводят аналогии с «Твин Пикс» Линча. Я отношусь к тем, кого «ОА» восхитил, и тоже вижу эти аналогии. «ОА», как и «Твин Пикс», без оглядки на кого-либо и что-либо строят собственный удивительный, таинственный и завораживающий мир, в который вплетаются привычные нам по реальности события, мотивации и явления.
Тягучая и медитативная атмосфера первых серий способна оттолкнуть и отталкивает часть зрителей, которые записывают сериал в категорию скучных и/или претенциозных, и больше к нему не возвращаются; однако, с раскрытием сюжета и погружением в историю все глубже и глубже, такая атмосфера начинает все сильнее и сильнее влиять на восприятие событий в сериале, погружая зрителя сначала в состояние созерцателя странных событий, а затем в состояние осознания смысла этих событий и восторга от понимания замысла создателей «ОА».
«ОА» обогнул свое время, дав зрителю запутанную поначалу историю, которая постепенно разворачивается в удивительную картину придуманного, но очень реально выглядящего мира со своей системой физических законов и мифологии. История похожа на научно-фантастический роман, который нам рассказывает мистик с Ближнего Востока тысячелетней давности.
«ОА» обогнал свое время, потому что сейчас востребованы зрелищные и основанные на базовых реакциях зрителя проекты, поверхостные настолько, насколько поверхостен сейчас и сам массовый зритель, готовый принимать эрзац-сериалы конвейерной сборки за ручную работу легендарных мастеров. Когда мир устанет от примитивизма, "АО" вполне может обрести второе дыхание и привлечь к себе внимание. И тогда, чем черт не шутит, третий сезон может стать реальностью.
p.s. я прошу извинить меня за случаи опечаток и ошибок в тексте. Я очень уважаю тех, кто читает мой канал, но иногда такое случается.