Найти тему
Записки с тёмной стороны

Лесенки

Есть ощущения, с которыми непросто. Люди часто описывают их, как невыносимые, обозначают словами: «тяжело», «больно». Обычно в этот список попадают стыд, страх, вина, горе, одиночество.

Есть привычные способы обращения с собой, которые причиняют боль. Стыдить себя, ругать себя, раскручивать свою тревогу или раздувать свой страх, заставлять себя, запрещать себе...

Всё, описанное выше, доставляет сильный дискомфорт. То самое «больно», «тяжело», «сложно», «неприятно», «ужасно», «невыносимо». Разумеется, с этой болью, тяжестью, невыносимостью и прочим не хочется встречаться. Хочется всего этого избежать. Ещё и социум в последние годы активно демонстрирует неодобрение таких чувств, такого с собой обращения. «Полюби себя!» «Хватит над собой издеваться!» «Страх одиночества случается только с инфантильными и зависимыми. По-настоящему взрослый человек не боится остаться один». «Стыдить себя нельзя». «Возьми себя в руки». «Не ной!» «Если ты себя не полюбишь, никто не полюбит». «Здесь нечего бояться». «Перестань себя накручивать!»

Иногда в результате нежелания встречаться с тем, что ощущается, как невыносимое, и как следствие стигматизации извне появляются конструкции, которые я называю лесенками.

Что я обозначаю, как лесенки?

Ну, например, такие процессы:

  • стыдиться своего стыда;
  • ругать себя за то, что ругаешь себя;
  • тревожиться о ненормальности своей избыточной тревоги;
  • бояться страха;
  • заставлять себя не заставлять себя;
  • запрещать себе что-то запрещать себе;
  • отворачиваться от себя в своём одиночестве;
  • грустить о том, что грустишь, а не радуешься;
  • виноватить себя за то, что чрезмерно винишь себя;
  • презирать и ненавидеть себя за нелюбовь к себе.

Иногда лесенки превращаются в многоэтажные конструкции. Например, когда человек тревожится о том что он испытывает сильную тревогу по поводу своей излишней тревожности. Или, например, когда человек пытается заставить себя перестать заставлять себя не заставлять себя.

Таким образом и без того невыносимое становится ещё более невыносимым.

А стоило бы начать с того, чтобы разрешить себе. Разрешить себе бояться, стыдиться, бояться, тревожиться, ругать, заставлять себя, грустить, не любить себя... Разрешить себе быть именно таким, как есть. Посмотреть на токсичный стыд, повышенную тревожность, привычку себя не заставлять, отсутствие любви к себе и прочее, не как на дефекты. Потому что в человеке нет лишнего. Если что-то в тебе сформировалось, оно было необходимо для выживания, это не дефект, это мощные лапищи. Ампутация здесь не поможет. Потому что лишнее само перестаёт со временем проявляться. Перестаёт тогда, когда становится по-настоящему лишним. Принять тот факт, что эти мощные лапищи у тебя есть, что сейчас, в изменившихся обстоятельствах, они усложняют жизнь, но, всё же, не являются дефектом.

Перестать выстраивать лесенки — непростая задача. Это правда. Здесь не сработает то, что принято называть силой воли. Сила воли, скорее, приведёт к надстройке в виде дополнительного этажа.
Поэтому для начала имеет смысл просто замечать эти многоступенчатые конструкции. Обнаружить и замечать.