Найти тему
Game Upgrade

Intel Xeon E5 2689 – серверный процессор из 2012 в конце 2022 года

Оглавление

Всем доброго времени суток, в конце зимы 2022 года приобрёл себе сборку на платформе LGA 2011 с серверным процессором Intel Xeon E5 2689. Хотелось бы поделиться, на что способная сборка в реалиях 2022 года в синтетических тестах, в одиночных и многопользовательских играх. В конце статьи укажу проблемы, возникшие у меня с платформой LGA 2011.

Характеристики тестового ПК следующие:

Процессор: Intel Xeon E5 2689, обладающий 8 ядрами с поддержкой технологии hyper threading и базовой тактовой частотой 2.6 гигагерца. В турбобусте по всем ядрам процессор работает на частоте 3.3 гигагерца.

Видеокарта: Radeon RX 580 на 8 гигабайт.

Оперативная память: 16 гигабайт DDR3 на частоте 1600 мегагерц.

Материнская плата: Huananzhi x79 deluxe v7.1.

Операционная система: Windows 10.

Методика проведения тестов

Тесты будут как в бенчмарках, так и в некоторых играх, в играх будут выставляться максимальные настройки графики, но минимальное разрешение, чтобы по возможности снизить нагрузку на видеокарту. При наличии возможности выставить дополнительное масштабирование разрешения это также будет использовано. Вывод мониторинга производится через программу MSI Afterburner

Синтетические тесты

CPU-Z

В CPU-Z процессор набирает около 330 баллов в однопотоке, что для 2022 года мало, зато 3 250 баллов во многопотоке, что уже гораздо лучше. В целом, результат довольно средний и процессор звёзд с неба явно не хватает.

Cinebench R32

В Cinebench R23 процессор набирает чуть менее 6000 очков, что меньше, чем Core i7 7700k, обладающий вдвое меньшим количеством ядер и потоков, не слишком впечатляющий результат.

Тот момент, когда процессор с 8 ядрами уступает процессору с 4 ядрами.
Тот момент, когда процессор с 8 ядрами уступает процессору с 4 ядрами.

Тесты в одиночных играх

Синтетика – это конечно хорошо, но больше интересует, что старый серверный процессора покажет в играх.

Cyberpunk 2077

И первой игрой для тестов я решил взять многострадальный киберпанк 2077, в момент проведения теста версии 1.6. Выставлены максимальные настройки графики (с максимальной плотностью толпы) за исключением разрешения, оно 720p. Опция AMD FSR выкручена на максимальную производительность. RTX по понятным причинам на RX580 включить нельзя. И даже так видеокарта загружена на 100 процентов, и ограничивает процессор, а фпс при этом стабильно выше 60, можно смело ставить более мощную видеокарту под процессор.

Стабильная частота кадров без намёка на просадки
Стабильная частота кадров без намёка на просадки

Elden Ring

Разрешение 720p и 40-50fps с упором исключительно в видеокарту, которая всё время загружена на 100 процентов. Думаю, с более мощной видеокартой производительность в Elden Ring подрастёт.

Ещё одна игра с не самой лучшей оптимизацией идёт хорошо
Ещё одна игра с не самой лучшей оптимизацией идёт хорошо

ELEX

Первый Elex в разрешении 720p с максимальными настройками графики выдаёт более 100 кадров в секунду, снова с упором в видеокарту.

-5

No Man’s Sky

Разрешение 720p, масштаб разрешения 50%, остальные настройки на максимуме. И в сражении со множеством стражей производительность снова упирается в видеокарту, как видно, для Xeon E5 2689 нужна более мощная видеокарта. Хотя в игре бывают незначительные фризы, но это уже вопросы к посредственной оптимизации No Man’s Sky.

-6

Genshin Impact

Настройки графики около максимальные, разрешение Full HD, весь упор идёт во встроенное ограничение в 60fps, которое нельзя обойти без модификации файлов игры.

Ну эта игра и на телефонах неплохо работает, закономерный результат.
Ну эта игра и на телефонах неплохо работает, закономерный результат.

На этом прекратим тестирование преимущественно одиночных проектов и перейдём к тестам в различных MMO.

E5 2689 во многопользовательских играх

На одних одиночных играх ничего не заканчивается, ведь в теории у серверного процессора могут возникнуть серьёзные проблемы с MMO, в которых нередко основной упор идёт в одно ядро процессора, с чем у E5 2689 всё не слишком гладко.

No Man’s Sky (мультиплеер)

Начну с мультиплеерной части No Man’s Sky, а именно с космической аномалии, являющейся хабом для всех игроков. Настройки графики максимальные, но выставлено пониженное разрешение и масштаб рендера для разгрузки видеокарты. И хоть какие-то просадки я поймал только при загрузке локации, дальше частота кадров ниже 60 не падала, а нагрузка на видеокарту почти всегда 100 процентов.

Почти никаких изменений по сравнению с одиночным режимом
Почти никаких изменений по сравнению с одиночным режимом

War Thunder

Перейду к War Thunder. Настройки графики около максимальные, разрешение 720p, тесты в аркадном танковом режиме. И тут отчётливо видно практически полная загрузка 1 потока процессора, в то время как остальные потоки загружены кое-как. Но даже при таком раскладе видеокарта загружена под завязку, а частота кадров стабильно выше ста, хороший результат.

Присутствует упор в одно ядро процессора, но даже так производительность достойная
Присутствует упор в одно ядро процессора, но даже так производительность достойная

Elder Scrolls Online

Данная игра в плане оптимизации меня очень приятно удивила. Все ядра и потоки процессора нагружены равномерно, геймплей в столицах, где много игроков, максимально плавный, хоть нагрузка на видеокарту и падает ниже 100 процентов, без мониторинга я бы этого вряд ли заметил. В общем, хорошая игра с прекрасной оптимизацией.

Отличный пример превосходной оптимизации.
Отличный пример превосходной оптимизации.

Аллоды Онлайн

Теперь нужно перейти к максимально ужасной игре с отвратительной оптимизацией – Аллоды Онлайн. Выбрал локацию Око Мира, достаточно загруженную в плане количества игроков. И ни видеокарта, ни один поток процессора практически не загружены, а частота кадров падает даже ниже 20. По опыту игры в Аллоды могу сказать, что в рейдах производительность будет ещё хуже. В общем, неиграбельно.

Пример очень плохой оптимизации, когда ресурсы ПК никак не нагружены, а игра откровенно тормозит
Пример очень плохой оптимизации, когда ресурсы ПК никак не нагружены, а игра откровенно тормозит

Перейдём к итогу, с нормальными MMO Xeon E5 2689 справился прекрасно, а каловая масса по типу Аллодов и на более современных и мощных процессорах фризит и тормозит.

Какие проблемы у меня возникли со сборкой на Intel Xeon

Изначально я всю сборку брал комплектом в виде самого зеона, материнской платы atermiter x79 x79g и 16 гигабайт оперативки. И я практически сразу столкнулся с одной очень неприятной проблемой – постоянными синими экранами с рандомными ошибками. Я проверил всё, что можно, поставил дополнительное охлаждение на ВРМ (подсистему питания), вместо серверной оперативной памяти поставил свою старую десктопную, заведомо рабочую, отключал турбобуст/гипертрейдинг, отключал ядра процессора, чтобы снизить нагрузку на каличную материнку, винда продолжала падать в синие экраны.

В итоге я плюнул и попробовал взять более дорогую материнскую плату - huananzhi x79 deluxe v7.1, и проблема с синими экранами наконец решилась.

Кроме этого были и другие проблемы. Во-первых, в отличие от моей старой сборки на amd fx, на зеоне вообще не гонится оперативка. Та же самая оперативка, что на amd брала частоту 2133 мегагерца, на зеоне не позволяет взять выше 1600. Настройки в БИОСе применяются, винда грузится, но в cpu-z так и остаётся 1600 мегагерц. Благо, 1600 в четырёхканале быстрее, чем 2133 в двухканале, но хотелось большего.

Во вторых, в последнее время начинает появляться проблема с отсутствием современных инструкций в зеоне, в частности – AVX 2, который уже необходим для работы Uncharted, и скорее всего будет нужен для запуска Atomic Heart. В дальнейшем будет всё больше игр и приложений, не запускающихся из-за отсутствия AVX 2. Благо, в зеонах на платформе 2011-3 такая проблема отсутствует, там все инструкции поддерживаются.

Владельцы старых процессоров, в том числе и серверных, в новых играх и приложениях могут видеть такую картину
Владельцы старых процессоров, в том числе и серверных, в новых играх и приложениях могут видеть такую картину

Третьей проблемой стал тротлинг процессора по питанию. Хоть в турбобусте он и работает на частоте 3.3 гигагерца, в тяжёлых задачах по типу рендера видео он проседает до 2.9 гигагерц. Что некритично, но неприятно. Также остаются мелкие проблемы в виде неработающего сна (хотя в материнке huananzhi x79 deluxe v7.1 заявлено, что нерабочий сон починили), внушительного нагрева процессора и другой мелочи.

В тяжелых задачах ни о какой частоте в 3,3 GHz можно не говорить
В тяжелых задачах ни о какой частоте в 3,3 GHz можно не говорить

В целом, за пол года эксплуатации других проблем я не обнаружил, но даже перечисленных неприятностей хватает, чтобы серьёзно задумываться, а стоит ли собирать следующий компьютер на Xeon с Aliexpress.