("Амстердам", Amsterdam, 2022, США)
Расселы - они такие, да.
И не важно, какой ты Рассел - Курт Рассел, Рассел Кроу, Чак Рассел, Рассел Малкэй, Рассел Карпентер (оператор), или даже Керри Рассел - всё равно, отпечаток своего творческого валенка ты в сугробе большого кино оставил.
Режиссер/сценарист Дэвид О. Рассел тоже свято чтит "рассельные" традиции Голливуда. И вот уже без малого тридцать лет где-то раз в три года выпускает для нас свои "полнометражки". Не всегда удачные, это факт, но зато те из них, что удались, мы запоминаем надолго и потом не единожды пересматриваем. Такие, как "Три короля", "Боец", "Мой парень - псих", "Джой" и "Афера по-американски" (У последней было аж 10 номинаций на Оскар, и ни одна не выиграла - ну зверски не фартило в тот год Дэвиду!).
А что же насчет новехонького "Амстердама" от О. Рассела с феноменальной по нынешним временам россыпью кинозвезд? Нет, то, что его поклонники его не пропустят, это уж как водится. Но вот полюбят ли и будут ли пересматривать - вопрос уже не столь однозначный.
Кратко охарактеризовать "Амстердам" можно тремя словами на букву "э": экспрессивный, экстравагантный, экзотический. Что, в общем-то, в той или иной мере присуще всем работам Дэвида, но в новой всё это выражено наиболее ярко и выпукло. Даже одного из своих любимых актеров, Кристиана Бэйла, он заставил играть еще более эмоционально, чем Кристиан делал это в "Бойце", где он даже получил в 2011-м свой пока единственный Оскар ("Лучшая мужская роль второго плана").
Здесь же Бэйл и вовсе раскочегарил свою мимику, позирование и жестикуляцию настолько, что стал напоминать манерой игры молодого Роберта Де Ниро. Который, к слову, тоже один из любимых актеров О. Рассела и тоже играет в "Амстердаме" не последнюю роль. Только уже по-стариковски солидную, без ужимок и темпераментных эскапад.
Да и прочий здешний актерский люд умеет удивлять, в том числе крайне нетипичными образами (см. скриншот ниже). Даже вчерашняя пигалица Аня Тейлор-Джой круто вписалась со своими глазищами "инопланетянки" в полубезумную атмосферу фильма, а уж про Марго Робби и говорить нечего. Ей играть девушек-холеричек со съехавшей крышей подавно не привыкать - даже странно, что это её первое появление у О. Рассела, обожающего в своих фильмах именно такие женские типажи.
Местный сценарий, что Дэвид по привычке написал собственноручно, имеет каркас в форме политического детектива, отдаленно перекликающегося с одной из американских теорий заговора 30-х годов. Вот только навешано на этот каркас столько ярко-стильных финтифлюшек из всего-всего-всего, что иногда сюжет срывается то в черную комедию, то в мелодраму, а то и вовсе в артхаус. Срывается, само собой, лихо, красиво и под шикарную джазовую музыку, только все эти художественные безумства, думаю, придутся по вкусу не каждому зрителю. Даже тем, кто души не чает в вышеперечисленных лентах из "удачного" списка Дэвида.
Центральной фигурой этой истории, как водится в о-расселовых фильмах, является герой Кристиана Бэйла - "прогрессивный" доктор Берендсен, любящий изобретать новые лекарства на основе наркотиков. И, естественно, испытывать их на себе, ибо на ком еще-то? Также Берендсен - ветеран Первой Мировой, где он угробил почти всё своё здоровье и потерял правый глаз, вместо которого теперь носит стеклянный.
Жизнь у доктора, несмотря на очередь из полюбивших его "непатентованную химию" пациентов, идет, однако, хреновато. Богатенькие теща и тесть смотрят на него, как на вошь, его жена ничем на это возразить не может, а сомнительную практику Берендсена государство то и дело норовит запретить. Вдобавок старые раны болят так, что хоть на стенку лезь и оттуда волком вой.
Ладно, хоть старый кореш-однополчанин, адвокат Вудман от него не отвернулся. Да и другие ветераны уважают своего одноглазого доктора, у которого всегда для них найдется волшебная таблеточка или укольчик.
А тут еще новая беда нагрянула, откуда не ждали: скончался бывший командир Берендсена и Вудмана, генерал Микерс, причем явно не своей смертью. Поэтому дочь покойного попросила наших доктора и адвоката произвести вскрытие тела и установить истину.
Ну они и вскрыли-установили! После чего дружно офигели и вляпались в такое "приключалово", что дожить до финальных титров стало для них весьма нелегкой задачей.
***
В общем, как и любой неординарный, с "заскоками", фильм от авторитетного режиссера, "Амстердам" тоже требует к себе особого эмоционального подхода и столь же нестандартного зрительского взгляда. Готового к любым сюрпризам, даже к тем, что могут вам не понравиться.
К счастью, мне удалось оседлать ту "волну" художественной экспрессии, что на протяжении этих 134 минут гнал на меня с экрана Дэвид О. Рассел, и с удовольствием на ней прокатиться.
А вот удастся ли вам оценить по достоинству эту "веселящую таблетку" Дэвида - сложно сказать. И советовать ее вам, либо не советовать я банально не могу. Ведь тут, как и с любой "экспериментальной химией", вштыривание ею - вопрос сугубо индивидуальный, и пока сам не попробуешь, доподлинно этого не узнаешь.
Впрочем, как минимум попробовать в данном случае явно стоит. Тем более с таким сборищем высококлассных актеров заскучать на просмотре своего "Амстердама" О. Рассел вам точно не даст.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):