Найти тему

Фобия - вершина айсберга неосознаваемого

Поддерживает ли фобия вторичные выгоды? Исчезает ли она сама, когда прояснены истоки и мотивы ее появления? Как относится к своей фобии? И чем здесь может помочь психолог?

Пример 1: боязнь обмороков. Клиентка с высокой степенью тревожности обратилась за помощью. В ходе сессий выяснилось, что у нее есть сильный страх обмороков, хотя в них она никогда не падала. Однажды в общественном транспорте у нее случилось предобморочное состояние, и она испугалась своей беспомощности. Вышла из трамвая, позвонила отцу. На вопрос: "а что самое страшное могло произойти в этой ситуации?" девушка ответила: "я лежу на земле, и мне стыдно перед людьми, это вызывает у них отвращение".

На первый взгляд, нужно работать с социофобией, со стыдом, с чувством собственной беспомощности. У клиентки паническое расстройство, вызванное агорафобией (с лат - "боязнь рынка"). Стимулом в данном случае является выход из дома, попадание в небезопасную среду, где с ней может случиться прилюдный обморок. Страх подкрепляется избеганием: девушка почти перестала выходить из дома, а если и выходит на прогулку, то старается держаться рядом с домом, так ей кажется безопаснее. Вторичные выгоды поначалу не очевидны, но они тоже есть.

- Что будет, если вы из-за своего страха перестанете вести социальную жизнь, ездить в транспорте, общаться с людьми в реальности?

- Тогда я не столкнусь со своим страхом быть отвергнутой людьми, не почувствую себя глупой, хуже остальных.

В ходе работы с глубинными убеждениями "я - глупая , маленькая, беспомощная" было интересно выяснить отношение человека к своей фобии. На этот вопрос был получен ответ: "мне нужно избавиться от тревоги". Однако парадокс в том, что пытаясь избавиться от тревоги, мы ее только усиливаем. Как и с любой другой эмоцией здесь помогает принятие, исследование, действие "несмотря на". Если свой страх принять как одну из психологических защит, он станет меньше беспокоить.

Через некоторое время клиентка стала все чаще выходить из дома, ездить в транспорте, общаться с людьми и даже сняла документальный фильм, который отправила на конкурс. Терапия при этом продолжалась, и вдруг.. она начинает бояться обморока у себя дома. Причем развивается этот процесс в духе панической атаки. Сначала у нее начинает темнеть в глазах, немного кружится голова (давление снижается), и она боится, что упадет в обморок. При этом усиливается сердцебиение, начинает задыхаться..

- Что будет, если вы упадете в обморок у себя дома?

-  Меня могут увезти на скорой, положат в больницу. Если дадут наркоз, я не смогу ничего контролировать (зубы клиентка всегда лечит без наркоза).

- А что еще?

- Возможно, у меня обнаружат страшное заболевание, например, рак мозга. И тогда я как мой родственник (был рак, сейчас ремиссия, на днях попал в больницу с подозрением на метастазы) не смогу реализоваться (девушке 22 года, много амбиций и желаний пожить полной жизнью, а не как ее родственница, которая всю жизнь посвятила семье).

Второй круг терапии:  тема контроля, больные и умершие родственники, ипохондрия, сепарация от родительских фигур, нарциссический радикал (жить ради амбиций, ради больших свершений).

Для снижения остроты симптома при этом работаем с декатастрофизацией физических симптомов во время приступа страха. Страшно то, что происходит с телом (клиентка параллельно идет к врачу и проходит необходимые обследования сосудов и мозга). После того как ничего серьезного не обнаружено -  наступает облегчение, но важно чтобы она поняла: у нее боязнь собственных ощущений и эмоций. Например, легкое головокружение возникает если просто покружиться на месте, и это не ведет к обмороку. Также потемнение в глазах может случаться и быстро проходить. Да и сам обморок обычно длиться не более 1 минуты, сознание возвращается само, без помощи посторонних людей.

В завершении надо сказать, что наша терапия не этом не закончилась, и все это время мы параллельно работали с аэрофобией - боязни летать на самолетах. Тут мы вплотную соприкоснулись с темой смерти (также неконтролируемой), что является одной из важнейших тем почти в любой длительной психотерапии. В результате работы клиентка отважилась на полет, причем неоднократный, преодолела страх действием. Однако, как вы уже могли понять из этой статьи, тревога - это многоголовая гидра, которая под пристальным вниманием психолога и клиента прячет свою голову в одном месте, но вскоре показывает ее в другом.

Более основательным решением этого вопроса будет серьезная трансформация мировоззрения клиента, обнаружение устойчивых внутренних и ценностных опор, духовные поиски. Вместе с этим всегда приносит облегчение понимание того, что тревога - это не угроза. Когда вы перестанете кормить ее своим вниманием, отдавать ей энергию, она иссякнет сама собой.