В самый северный в мире город с населением более 150 тысяч человек можно добраться либо по воздуху, либо по воде, поэтому местные считают его чем-то вроде острова, а остальную Россию называют материком. На этом Крайнем Севере снег бывает даже в июле — зима может длиться почти год, полярная ночь 1,5 месяца, а морозы достигают −60°.
Норильск считается не только самым холодным и самым загрязненнённым промышленным городом России, но и самым богатым.
Арктическую пустыню, населённую только коренными народами, начали развивать с 1930-х годов, основав здесь НорильЛАГ (1935-1956), силами заключённых которого построили Норильский никелевый комбинат.
Сейчас Норильск большой промышленный город, усеянный дымящимися трубами, вид на которые очень впечатляет всех, кто впервые прилетает сюда.
Кто-то называет город самым депрессивным в России, а кто-то, наоборот, восхищается его промышленными пейзажами, как я. По крайней мере, сюда хочется возвращаться и каждый раз находить для себя что-то новое.
Сегодня картинки с видами от аэропорта Алыкель до города (44 км).Добраться сюда можно только самолетом — 4 часа прямым рейсом из Москвы «Нордстаром» или S7
В аэропорту сразу на выходе встречает графитти с мамонтом и оленями.
В нескольких километрах от аэропорта есть поворот на Дудинку и около него расположена стела "Таймыр". Норильск находится на юге полуострова Таймыр, Дудинка чуть севернее. Всё это Красноярский край, ходя до его столицы 1500 километров.
Следующая стела «Норникель» - «Норильск» установлена перед районом Кайеркан. Говорят, раньше на ней были установлены стробоскопы и вечером она выглядела веселее.
Вид с обратной стороны.
Автодорога Алыкель-Норильск и впечатляющие дымогенераторы — Надеждинский металлургический завод имени Бориса Колесникова.
В разную погоду смотрятся по-разному, но красивее всего на рассвете солнечным утром.
Железной дороги на материк не существует. Когда-то давно в аэропорт из города ходила электричка, а теперь эту ветку используют для перевозки технологических грузов «Норникеля».
В одном из мест на трассе стоит памятник паровозу Гр-274. Здесь стоит восстановленный первый узкоколейный мост, который связывал Дудинку и Норильск и по этой ж/д осуществлялась доставка первых грузов и оборудования для Норильского комбината. По одной из версий, это настоящий паровоз, который работал тут, а по другой — ретро-технику привезли аж из Одессы.
Сейчас территорию вокруг благоустроили, поставили мангал и беседку.
Помимо того, что большую часть года в Норильске царит зима, ещё и 130 дней бушуют метели.
Периодически вдоль трассы наблюдаем щиты Потапова — так здесь называют снегозадерживающие заборы, которые придумал Михаил Георгиевич Потапов: железнодорожник, инженер, изобретатель, сосланный в Норильск как «враг народа». Норильчане прозвали его Дед Снегодуй, была даже местная шутка: «Снегодуя встретил — быть пурге!».
В разное время для защиты от снега пробовали возводить стены и даже тоннели, но самыми эффективными оказались именно щиты Потапова.
Михаил Георгиевич изучал розу ветров, составлял схемы снегоотложений, делал планы снегозащиты на каждый километр пути. Потапов придумал наклонные щиты оригинальной конструкции для железных и автодорог, которые направляли потоки ветра и сдували с них снег. Был досрочно реабилитирован, получил авторское свидетельство на конструкцию снегозащитных щитов.
Любопытно, что щиты, помимо основной функции перпендикулярного переноса снега, могут даже перенаправлять воздушные потоки, например, менять направление низовой метели.
Проезжаем Надеждинский металлургический завод имени Бориса Колесникова, известный как завод по производству облаков в Норильском промышленном районе.
«Надежда» самый «молодой« среди заводов Норильска и самый крупный в мире по переработке никеля. Первая очередь завода была введена в эксплуатацию в 1979 году, вторая – в 1981-м.
«Надежда» встречает памятником Ан-26. Когда-то здесь стоял Ил-14 с бортовым номером 002. Краеведы уверены, что самолет принадлежал министру иностранных дел советского правительства Вячеславу Молотову. После того как Молотов пересел в более современную машину, Ил-14 передали в воинскую часть Норильска. В 2012 году по инициативе «Норникеля» поставили АН-26.
Кислородная станция НМЗ.
Здание-демотиватор (ангар с техникой ТИМС) напротив ТЭЦ-3 с грустным смайликом. Изначально ремонт фасада цеха производили с целью обозначить аналог старого логотипа, где солнышко сбоку. Однако что-то пошло не так и солнышков стало два...
В этом цеху завода ТИСМа (входит в состав предприятий «Норильский никель») изготавливали так называемую «шкорлупу» для труб. Это такая готовая обшивка трубопроводов в виде металлических шкорлупок. Две части соединяли и получали облицовку одного сегмента трубопровода; внутри утеплитель, снаружи фольга.
Эта «шкорлупу» даже стала в своё время местным ноухау: за год-два её сдувало с труб из-за сильного ветра и дети на ней с горок катались —фольгированная сторона хорошо скользит. Садишься в утеплитель (плотный пенопласт) и вперёд — халявные санки.
Вдоль трассы встречается много советских заброшек. Здания на переднем плане недавно снесли и теперь это просто поле, только тарелки остались: это бывшая база геологов и их связь. Местные рассказывают, что в кирпичном сарае был свинарник и стояла жуткая вонь.
Район Кайеркан насчитывает 20 тысяч человек.
На переднем плане старая церковь на месте бывшего винного магазина. По сути, построили только крышу и купол. Сейчас заложили новый большой храм, а эта церквушка почти всегда закрыта: даже в церковные праздники.
Агентство развития Норильска вкладывается в разрисовку фасадов — в городе много муралов с разными арктическими животными и птицами. Поговаривают, что на те деньги, которые тратятся на организационные и малярные работы, здания можно было бы отремонтировать...
Бывший пост ГИБДД существовал до 2020 года. На большой пульт наблюдения за дорожными условиями сходилась видео информация со всех камер на трассе до Кайеркана. По ним оценивали дорожную ситуацию в пургу и принимали решение о чистке определённых участков, а также закрытии дороги, ввиду отсутствия видимости. При этом всегда направляли вахтовку с МЧСниками для визуальной живой оценки ситуации. На посту выставлялся патруль гибдд, который перегораживал путь транспорту; включался красный сигнал светофора. Также там проводили досмотр транспорта. Из Норильска другой дороги нет, так что в случае какой облавы или необходимости, можно было полностью изолировать транспортное сообщение на выезд в Кайеркан, аэропорт и Дудинку. Сейчас, когда дорога закрыта, патруль приезжает туда из города и также перегораживает дорогу.
Подъезжаем к Норильску.
Все коммуникации вынесены на поверхность — вечная мерзлота.
Непосредственно перед въездом в город нас встречает Медный завод Заполярного филиала компании «Норникель», который был запущен в эксплуатацию в декабре 1949 г. Предприятие перерабатывает весь объем медных концентратов Норильской и Талнахской обогатительных фабрик и медные аноды Надеждинского металлургического завода с получением товарной меди, элементарной серы и серной кислоты.
В «Норникеле» творчески подходят к оформлению фасадов производственных зданий.
Продолжение следует, город рассмотрим попозже.
Вот такая красота.
Ещё про Норильск: