В далеком уже теперь 2001 году почивший ныне карельский журнал «Наблюдатель» в своем декабрьском выпуске разместил небольшую, на четыре страницы статью некоего А. Трубина «Карельский флаг на крыльях сталинских соколов». Статья-то была в целом про Финскую Народную Армию и лишь мимоходом затрагивала собственно ВВС, но в ней автор сообщил читателям, что
«...в Карелии начали развёртывать авиасоединения ФНА... Под Петрозаводском появились самолёты со странными опознавательными знаками: красно-сине-зелёные круги...».
Далее эта скудная информация уже в 2005 году была воспроизведена специалистом по советско-финляндским отношениям доктором исторических наук профессором В.Н. Барышниковым, в связи с чем слова карельского журналиста получили статус исторического факта.
Между тем, с 2001 года никаких новых следов загадочных «авиасоединений» ФНА (т.е. по мнению господина Трубина в составе ВВС ФНА было по меньшей мере две авиационные бригады!) более не обнаруживалось, что само по себе крайне странно. Дальше – больше. Некоторые недоверчивые граждане, интересующиеся историей советских ВВС, стали подвергать сомнению сам факт существования хотя бы авиационных подразделений ФНА, а уж «красно-сине-зеленые круги» на крыльях так вообще подверглись совершенно справедливой обструкции.
Относительно сине-зеленых кругов у автора никакой информации нет, скорее всего это банальная выдумка, однако свои самолеты у ФНА действительно имелись, хотя и недолго. Аккуратно в день окончания советско-финляндской войны, 13 марта 1940 года, начальник штаба ВВС ЛВО полковник А.А. Новиков докладывал в Генштаб следующее:
«На основании директивы штаба СЗФ (директива № 1/9156 от 04.03.40 - авт.) сформировать АВИАЦИОННОЕ ЗВЕНО СВЯЗИ по штату 15/468. Прошу сформированное звено включить в состав корпуса ФНА. Авиазвено временно дислоцировано в м. Гривочки».
Означенное авиазвено было сформировано и включено в состав 1-го стрелкового корпуса ФНА, имея на вооружении скорее всего самолеты У-2. Однако уже 7 апреля того же года распоряжением командующего ВВС ЛВО авиазвено связи 1-го СК ФНА было расформировано, летчики возвращены к прежним местам службы, а самолеты и техническое имущество передано в 9-й штурмовой авиаполк, базировавшийся в тех же Гривочках. К 20 апреля авиазвено перестало существовать, впрочем, как и сама Финская Народная Армия. На этом недолгая история ВВС ФНА собственно и завершилась.
Однако если «официальная» история авиации ФНА оказалась блеклой и непродолжительной, то другая авиационная часть, судя по всему, имеющая к процессу создания ВВС ФНА самое непосредственное отношение, была и длиннее, и увлекательнее. В самом конце ноября 1939 года в Ленинградском военном округе началось формирование 12-й отдельной истребительной эскадрильи. Командный состав для эскадрильи набирался в частях ВВС РККА и авиашколах. Так командиром эскадрильи был назначен уроженец села Шокша Петрозаводского уезда Олонецкой губернии 36-летний майор Бамшин Степан Филатович, в 1930-м году окончивший 2-ю Военную школу летчиков имени ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске.