Это одна из самых красивых границ, которую мне приходилось пересекать.
Я люблю путешествовать экономно. Ну то есть, если есть возможность не переплачивать, я всегда ей воспользуюсь. Поэтому, когда стали писать о фантастических ценах на билеты до того же Владикавказа, Еревана, Баку (с Грузией у нас до сих пор нет прямого сообщения) на самолет, я немного удивлялся, ведь есть альтернативный способ на том же паровозе. Да, по времени дольше, но куда дешевле. Хотя я и из Баку ездил в Грузию, и из Еревана… Но сейчас о пересечении с Россией.
Вы что, пешком чтоли идти будете?
Надо отметить, что в Грузию я попал до мобилизации, поэтому и цены буду указывать обычные, не сумасшедшие.
Главное, добраться до Владикавказа. Я обычно делаю это на поезде. Доехать до Верхнего Ларса таксисты предлагают уже на станции Беслан, там поезда, как правило, делают длительную остановку. Станция в получасе от Владикавказа. В общем, предлагали этот путь преодолеть за 700 рублей, и за тысячу доехать чуть ли не до Тбилиси, во что верилось с трудом.
Но есть более экономный способ. Добраться от рынка во Владикавказе на маршрутке № 61 всего за 55 рублей. Отправляется она в 7.20,12.40 и 17.10. Время в пути – 50 минут.
Маршрутка отходит недалеко от входа на (центрального?) рынка. Если стоять к входу спиной, то остановка будет справа. Местные, кстати, как оказалось, далеко не все знают, где же эта остановка, но каждый готов помочь отыскать ее.
А дальше нужно просто подсесть кому-то в машину, поскольку пешком границу пересекать нельзя. Как говорят пограничники с российской стороны, в заботе о самих туристах. Между Россией и Грузией есть 7-километровая нейтральная зона с туннелем, и типа, че вы все это время пешком чтоли идти будете? А потом задохнетесь еще в туннеле от выхлопных газов? Нет уж, перемещаться можно только на машине.
Почему не стоит ехать на автобусе?
Обычно туристы едут либо до живописнейшего первого поселкам от границы Степанцминды, или по-старому Казбеги. Там есть как свои плюсы, так и минусы. Либо оправляются сразу в Тбилиси, дорога до которого займет около 3 часов. Редко кто просто переправляется на машине до другой стороны границы.
Но мне в этот раз надо было в горнолыжный курорт Гадаури. И я буквально за 5 минут быстро нашел себе попутную машину. Мужчина трансфером ехал из аэропорта, вез одного москвича в Тбилиси, и чтобы не ехать порожняком, согласился взять меня «на борт» за 500 рублей. Мало того, он даже спустился в этот курорт, хотя мог бы оставить меня ну типа на трассе.
В первый раз меня вообще бесплатно довезли до Казбеги. Но было это 4 года назад.
Почему, как мне кажется, не желательно ехать на автобусах или такси через границу. Там, как правило, бывают очереди с российской стороны. И автобусы, и машины – все они могут простоять в ней неопределенное время. Автобусы до Тбилиси есть и из Владикавказа. Но представьте себе проверку багажа на границе. То есть, когда весь багаж могут вытащить из автобуса и пропустить через сканер. Сколько это займет времени? Я видел один такой автобус Москва – Ереван, где сумки были как в индии, даже на крыше транспортного средства. И когда все это начали снимать сначала с крыши, потом ставить на ленту, потом обратно все затаскивать наверх… На машине очень часто сумки даже доставать не нужно, поэтому мне удавалось ввозить в Россию больше алкоголя, чем это положено по закону.
При этом, тебе не нужно стоять в длинной очереди, ты сразу можешь приехать непосредственно к границе. Мне дважды везло, я быстро довольно находил себе попутку. Наверное, если вы с семьей, проще уехать на автобусе до Тбилиси. Средняя стоимость автобуса – 3 тысячи. На машине - 2500 за место. Но тут уж сами смотрите, как вам по комфорту.
Чем отличается таксист от обычного человека
Обратно я уже ехал в небольшой панике. Непонятно было, есть ли очереди на границе, сколько я там простою. К тому времени уже первая волна недомобилизованных схлынула, но круги от нее все равно ощущались. Ехал я из Кабулети в ночь, утром оказался на вокзале в Тбилиси возле станции метро Дидубе в 5 утра. На вокзале закинул вещи в камеру хранения, и было часов 5, чтобы погулять по утреннему Тбилиси.
В это день там должен был проходить праздник вина, типа нашего Сабантуя, но, к сожалению, мне нужно было возвращаться в Россию. Тут же ко мне подскочили таксисты с желанием довести до Владикавказа за 5 тысяч рублей. Две женщины сразу согласились. Потом этот же таксист предлагал увезти за 3, но при этом я не должен был говорить остальным участникам поездки, за сколько я еду… Я, естественно, отказался.
Найти маршрутку до Казбеги на этом же вокзале оказалось не так то просто. Никаких тебе указателей, все советуют идти в абсолютно разные стороны. В общем, она, как мне показалось, со стороны рынка в закутке…
Есть еще возможность поехать на так называемой экскурсионной маршрутке, которая останавливается во многих живописных местах по пути следования по военно-грузинской дороге до Степанцминды, но мне этого не нужно было в этот раз. Хотя путешествие достойное. И цену в я вам на такую поездку не скажу.
Приехав в Казбеги, я конечно, охренел от цен и количества россиян.
Мое любимое кафе недалеко от центральной площади просто закрылось, не выдержав наплыва туристов, почему-то полки с водой а местном гипермаркете Spar тоже были пустыми, долго не задержавшись, я поехал до границы.
И вот момент, который меня уже второй раз обламывает. Нет маршруток непосредственно до границы из Тбилиси. Или с Казбеги до Дариали.
То есть, нужно ловить попутку. Поток автомобильный, как правило, не большой, и этим пользуются бомбилы. А учитывая ажиотаж, который маленький поселок схватил за счет российской мобилизации, у местных прямо доллары в глазах вместо зрачков. И если из Тбилиси до Степанцминды я доехал за 12 -15 лари, щас не помню, то 17 километров уже за 20.
В прошлый раз меня за эту же сумму довезли до самого Владикавказа. Но времена меняются. В этом же месте я когда-то услышал грузинскую мудрость: «Нормальный человек может превратиться в таксиста, а вот таксист в нормального человека уже нет».
Домой, к военкомату…
До границы нас не пустили. Стоял экипаж, и не пускал. Какое-то расстояние пришлось идти пешком. Не скажу, что увидел гору брошенных велосипедов. То есть, границу пешком нельзя, а на велике – можно.
И поговаривали, что с грузинской стороны образовалось чуть ли не кладбище брошенных велосипедов. Тут же у границы был развернут штаб волонтеров, где можно было попить чай с пирожками.
Но народу в большом количестве не наблюдалось. Волонтеры все пытались накормить меня, но я как-то не хотел. Был очень радостный от путешествия, не изнеможденный. Что, кстати, бросилось в глаза, среди волонтеров не было грузин. То есть русские, которые приехали сюда еще в первую волну эмиграции весной и много иностранцев. Грузин – никого. Возможно, из-за до сих пор неразрешенного территориального конфликта между нашими странами.
Еще было какое-то количество иностранных журналистов. На кадрах – интервью японской телекомпании у велосипедиста, который и так хотел путешествовать на велике по Грузии в следующем году, но мобилизация все поправила. Взамен за откровение парень попросил раздать ему интернет:).
Границу с Грузией я перешел пешком. Ну точнее, как. Были 3 девушки, такие же пешие, как и я. Но больше обратно в Россию никто не хотел. И передо мной стояла задача сесть на машину. Поскольку в Россию попасть пешком мне бы не получилось. Попытался сначала сесть в автобус с армянскими номерами. Но водитель попросил у меня 130 лари только за то, что довезет до Верхнего Ларса.
В итоге, поймал девушек – азербайджанок, которые добросили меня до Владикавказа за 30. Они ездили в Грузию, чтобы передать своим мужьям вещи, поскольку те эвакуировались срочно, боясь попасть на фронт. Сами с семьями живут во Владикавказе.
В машине стало понятно, почему грузинская сторона перекрыла дорогу. Дело в том, что со всех сторон в это нейтральную зону набилось огромное количество машин. А так как народ горячий, то многие стали выезжать на встречную полосу, создавая при этом пробку. В итоге, мы эти 7 километров ехали чуть больше 3 часов.
На границе с Россией все было нормально. Поставили штамп и отпустили. Народу уже почти не было, но остались следы пребывания людей в виде огромного количества мусора. Видел и приграничный военкомат, и несколько блокпостов со стороны Владикавказа, но уже никакой толпы.
Очень меня увлекало огромное количество фур. Через границу с Ларсом едут грузы из Азербайджана, Армении и Турции, в том числе и с санкционным для России товаром. И бедолаги водители могут неделями стоять в очереди.
Надо бы еще прокатиться по этой великолепной военно-грузинской дороге зимой.
В итоге, бюджет.
Туда:
Владикавказ – Верхний Ларс – 55 рублей, Верхний Ларс – Гадаури – 500 рублей. Примерно 25 лари
Обратно: Кабулети – Тбилиси – 30 лари, Тбилиси – Верхний Ларс – 15 лари, Верхний Ларс – Дариали 20 лари, Дариали – Владикавказ – 30 лари. 95 лари, примерно 2100 рублей.