Итак, настала пора завершить цикл постов о Первой берберской войне — она же первая война США на другом континенте, что шла в 1801–1805 годах. Ранее мы разобрали причины войны, высоко оцененный самим Горацио Нельсоном её эпизод, а также историю подвига Пресли, но не Элвиса. Чем же всё закончилось? История продолжается ровно там, где прервалась: в захваченной американцами Дерне. Вы же помните, что целью американцев было посадить на триполийский трон Хамета Караманли?
Уже знакомый вам Уильям Итон, командир атаки на Дерну и ключевое лицо всего этого плана, был преисполнен решимости довести дело до конца. Казалось бы, всё в руках американцев: вот опорный пункт на побережье, можно наступать на Триполи сушей — так, как в прошлый раз, ливийцы уже не отобьются. С угрозой африканских пиратов для американского торгового флота будет покончено!
Однако Юсуф Караманли, сидевший в Триполи и не сумевший отбить Дерну даже у совсем слабого американского контингента, понимал всё это не хуже Итона. С того момента, как ливийский правитель лихо объявил США войну, он уже успел сильно поумнеть. Так что, увидев реальную угрозу своей власти (а в скорой перспективе и жизни, потому что у Хамета были все основания очень сильно не любить брата), Юсуф пошёл на переговоры.
И уже 10 июня 1805 года, спустя меньше месяца после обороны Дерны, Юсуф Караманли успешно заключил с эмиссаром Госдепартамента США Тобиасом Лиром мирный договор. Так что Хамета американцы бросили — ему пришлось вернуться в Египет и дожить свой век в изгнании. Юсуф отпустил пленных и пообещал больше никак не вредить американцам.
Уже от этого и Итон, и другие военные могли бы знатно "бомбануть", однако... Юсуф ещё и получил выкуп в размере 60 тысяч долларов. Да, 60 — это далеко не 600, как было перед войной. Однако очень многие сочти такой мир откровенно унизительным. Всё-таки американские моряки и морпехи провели дерзкие операции, рисковали жизнью, многие из них погибли — а всё ради чего? Ещё много лет оставалось до рождения Владимира Высоцкого, но Итон или О'Бэннон вполне могли сказать что-то вроде:
«У вас носы не вытерты,
А я — за что я воевал?!» —
И разные эпитеты...
Кстати, воевавшим плечом к плечу с морпехами наёмникам так и не заплатили.
Однако понять дипломатов и правительство тоже легко. Уже на носу была очень тяжёлая война 1812 года против Британии. США требовалось как можно скорее закрыть дела в Африке и готовиться к гораздо более важному противостоянию. Да и отнюдь не бесполезна была с точки зрения лидеров страны война в Африке — она дала флоту боевой опыт, проверила на прочность только что созданную систему.
Разочарование Итона и других ветеранов всё это не утоляло, конечно. Но что ж поделать — на разных постах мыслить приходится по-разному.
Юсуф Караманли в итоге правил Ливией до 1832 года, когда передал власть сыну, а умер в 1838 году. Правда, ещё успел увидеть, как османы отобрали власть у его семьи, сделав Триполи собственным вассалом.
О счастливо сложившейся послевоенной судьбе Пресли О'Бэннона мы говорили ранее. Что до Итона, то он в США получил всеобщий почёт как герой войны, а также солидный земельный участок и пост в заксобрании штата Массачусетс, но до конца жизни был зол на государство (из-за чего порядком покатился, начав много пить и неудачно играть в азартные игры).
И конец, увы, был довольно скорым: Итон умер в 1811, всего лишь 47-летним. А ведь всего через год он ещё мог бы очень пригодится США на войне...
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат