"Мама, почему все меня так не любят?" - спросила Аня, сидевшая за столом.
У неё часто так бывало: сидит за столом, смотрит в точку.
Я не знала, как ответить на этот вопрос. Я, к сожалению, тогда понятия не имела, что такое буллинг и как надо действовать. Сейчас бы я быстро среагировала и начала действовать по инструкции. Позвонила бы классному руководителю, назвала бы всё своими именами. Но тогда я не знала, что за это отвечает классный руководитель. Я только предлагала Ане перевести её в другую школу, но она отказывалась.
Аня заметила, что её одноклассники сделали курс на то, чтобы выгнать её из отличников. Понятно, что это конкуренция, или "внутривидовая конкуренция", как это называют в биологии, когда животные уничтожают особей своего вида, например, из-за нехватки еды или воды для всех. Или когда деревья соревнуются за свет. Какое дерево вырастет выше, то получит необходимые солнечные лучи и выживет. А деревья маленького роста останутся в тени под кронами других деревьев и погибнут. Вот и у людей бывает такая "внутривидовая" конкуренция. Взрослые люди конкурируют, в основном, за деньги. И дети, которые живут среди взрослых, тоже научились соревноваться. Им нужны "пятёрки", похвала взрослых, высокий статус в классе, власть. И вот этот самый буллинг - это жестокий способ конкуренции, приобретённый от предков, в том числе и животных. "Булли" радуются, когда другому человеку плохо, чувствуют себя более сильными, успешными. Это древнее приобретение в нашем мозге, оставшееся от звериного предка, и бороться с ним цивилизованными методами невозможно. Желание отнять, убить прописано очень глубоко в мозге зверя, и цивилизованные человеческие рассуждения туда не доходят. Доходит до этого глубокого "звериного" пласта мозга только то, что есть соперник сильнее. Тогда агрессор становится вежливым и покладистым. До поры до времени.
***
Я не обратилась к классному руководителю Елене Николаевне. Скорее всего, это моя ошибка. Но мне никто не говорил, что это надо сделать! Наслушавшись оправданий предыдущего классного руководителя Акулины Карповны, которая говорила: "Я этих детей боюсь!" - я не верила, что Елена Николаевна сможет чем-то помочь. Наши "волки" слишком долго гуляли на свободе и отвыкли слушаться взрослых. Кроме того, при всём уважении к Елене Николаевне, я ей в таких делах не доверяла. Она была слишком оторвана от действительности и жила в своих грёзах. "Прекрасный класс, высокие результаты, во главе класса - отличница Лида, которая идеализирует обучение и хорошие оценки. Эти благородные ценности она прививает другим ученикам, они её слушаются. Когда Варя что-нибудь натворит, все тридцать человек во главе с Лидой её защищают, потому что класс у нас дружный!" Елена Николаевна была прекрасным учителем физики, но она была плохим психологом.
Я решила спасать Аню одна! Я никому не доверяла! И я пошла в школу, чтобы поговорить с завучем Раисой Ивановной.
Приблизительно я поняла цель Лиды. Аня мешала ей, потому что у неё результаты в учёбе были выше. Лида пробуксовывала в математике, а Аня, наоборот, имела высокие баллы по точным предметам. А быть второй в рейтинге класса Лида не хотела. (Ох уж этот рейтинг, который висит на стене в классном кабинете!)
Самый опасный человек для победителя - это тот, кто на втором месте. Не на десятом, не на сотом, а именно на втором. И поскольку, в отличие от Ани, Лида была злой и общительной, она могла устроить травлю, чтобы избавиться от успешной соперницы.
Аня поняла, что Лида ведёт курс на то, чтобы выгнать её из отличниц и опозорить перед всеми. И обращалась Лида не к Елене Николаевне, которая вела физику два раза в неделю, а напрямую к завучу Раисе Ивановне, которая вела у них уроки русского каждый день. Это был хитрый ход. Раиса Ивановна была по должности выше, чем Елена Николаевна. Её распоряжения рядовые учителя должны были выполнять, в том числе и Елена Николаевна. Кроме того, по характеру Раиса Ивановна была самодуром, и учителя боялись с ней связываться. Она могла уволить учителя, если он сделает что-то не так, как ей хочется. На педсоветах Раиса Ивановна орала на учителей благим матом, оскорбляла их. Учителя её тихо ненавидели и боялись. Поэтому возможности вступиться за Аню у них не было.
Есть такая шутка. У мужчины, который часто меняет жён, первая жена дружит с третьей женой, а вторая - с четвёртой. Почему так? Потому что вторая жена - враг первой жены, она увела у неё мужа. А третья жена отомстила второй жене: тоже увела у неё мужа, и теперь вторая жена страдает так же, как и первая жена, значит, справедливость восстановлена. Тот же принцип работает в школьной иерархии. Дети дружат с администрацией школы против учителей, а учителя дружат с работниками департамента образования против школьной администрации. Всё понятно: администрация школы наказывает учителей за то, что они обижают детей, а работники департамента образования наказывают администрацию школы за то, что они обижают учителей, которые написали жалобы. И вот Лида сразу обратилась к завучу Раисе Ивановне и сообщила о несправедливости. Она в окружении ребят рассказала, что учителя всё время хвалят Аню, сделали из неё себе любимчика, кумира, завышают оценки, а другим бедным детям слова доброго не скажут. И Раиса Ивановна, которая получила очередную возможность проявить свой свирепый нрав, взялась за дело. Она стала придираться к Ане, ругать её, позорить, чтобы якобы восстановить баланс. Дети были довольны и с удовольствием смеялись над Аней.
Продолжение: