Привет, с вами Игорь Рабинер.
Александр Мостовой тут разразился очередным интервью, от которого многим становится весело, а мне - очень грустно.
«Я Абаскаля не знаю и знать не хочу, - сообщил Царь Metararings. - Когда меня начинают спрашивать про «Спартак», все время всплывает фамилия Гильермо, но мне все равно на него. Зарубежные тренеры и живут здесь хорошо за счет того, что мы даем пищу. А так, Абаскаль уедет года через два, и все его забудут. А нас – ветеранов «Спартака» будут помнить, потому что мы всю жизнь играли в футбол.
Для меня «красно-белые» выше, чем Абаскаль и другие фамилии. Я вам сейчас могу назвать много имен тех, кто работал в «Спартаке», где они сейчас? Хоть один остался работать в этом клубе? А мы все здесь, остались, мы здесь живем, родились и умрем, вот в чем разница».
«Мы все здесь живем, родились и умрем»?
Саш, ты реально так вжился в роль, что веришь в то, что говоришь?
Молодой Мостовой был одним из моих подростковых кумиров. Он на пять лет старше меня, и, допустим, в 87-м, когда он, 19-летний, отдал через себя пас Фёдору Черенкову на золотой гол с «Гурией» из Ланчхути, мне было 14. В том же году Константин Иванович гладил его по вихрам при записи фильма Алексея Габриловича «Невозможный Бесков» и нехарактерно ласково приговаривал: «А учиться надо у Фёдора!» Я смотрел на это во все свои тинейджерские глаза.
В 89-м фартовый Мост второй раз за три года карьеры стал чемпионом Союза - теперь уже во главе с Олегом Романцевым. Но его роль как новичка в золотом сезоне при Бескове была намного выше, чем в 89-м, - из-за травмы в последнем он провёл в чемпионате лишь 11 матчей и забил три мяча, тогда как двумя годами ранее - соответственно 18 и 6. И в еврокубках в 87-м сенсационный дебютант забил три в четырёх матчах (дубль в домашних 3:0 против дрезденского «Динамо» с Заммером и Кирстеном, первый гол дома же в 4:1 с «Вердером»), в 89-м же провёл всего два матча без голов.
В апреле 90-го Мостовой выдал незабываемый шедевр в «Олимпийском» против харьковского «Металлиста», когда на «носовом платке» в штрафной обвёл шесть (!) соперников и сделал счёт 6:0. Кто случайно не видел - посмотрите. Что-то мне подсказывает, что один тот гол до сих пор доказывает Царю право говорить всё то, что мы сегодня от него слышим. С особым кайфом вспоминаю, как после одного из его финтов два игрока «Металлиста» абсолютно синхронно легли под удар и «купились». Это был словно прыжок пары в фигурном катании!
Большой роли в выходе «Спартака» в полуфинал Кубка чемпионов он не сыграл. Две нулевые ничьи с «Наполи» Марадоны - это была куда больше пахота, чем творчество, которое было Сашиным коньком. Они куда больше прославили Кулькова, который персонально играл по Диего Армандо. А в знаменитых 3:1 на «Бернабеу» Мостовой не играл из-за травмы - его заменил ноунейм Попович, а чудеса творили Радченко и Шмаров.
Настоящим лидером «Спартака» Мостовой стал только в 91-м, причём больше даже во второй его половине, после летнего отъезда за рубеж Шмарова, Шалимова и Кулькова. Кому-то надо было подхватить знамя, и это сделал Мост, чья заслуга в том серебре была высочайшей. Ещё бы хоть год на таком же уровне...
Но в межсезонье, отделившее СССР от России, он уехал в «Бенфику». Со скандалом. «Спартак» уже договорился о его выгодной продаже в «Байер», но в последний момент Саше захотелось к корешам Юрану и Кулькову, он рванул в Лиссабон, и сделка оказалась для красно-белых в разы менее выгодной. Года полтора Романцев о Мостовом не хотел и слышать, но потом помирились.
«Здесь живем, родились и умрем»? Ну-ну. Он и в детстве не болел за «Спартак» - не раз признавался, в том числе и мне, что болел тогда за киевское «Динамо». Это, впрочем, не возбраняется, так сложилось. Только не надо говорить, что здесь живем, родились и умрем.
Отыграв пять первых лет карьеры и 106 матчей за «Спартак», Мостовой не вернулся в него никогда ни в каком качестве. С момента его отъезда за рубеж прошёл 31 год. Столько времени он не имеет к «Спартаку» никакого отношения.
За одну только «Сельту» он провёл на три сезона и более чем вдвое (249) матчей больше, чем за «Спартак». Именно в Виго он получил знаменитое прозвище.
Мостовому как футболисту было очень многое дано. Такие чаще всего (хотя есть и исключения вроде Зидана) тренерами не становятся. Не стал им и Александр. Нет, чтобы спокойно это принять, - он вместо этого реальным тренерам отчаянно завидует и систематически принижает их роль. Мол, если игроки в команде хорошие, они и сами выиграют. Особенно топчет иностранных - как сейчас Абаскаля.
После карьеры он много лет жил в Испании, был улыбчивым, расслабленным и лучезарным человеком. Самодостаточным. Долгое время никакой зависти у него не просматривалось, но когда «Спартак» возглавил его многолетний партнёр по красно-белым и «Сельте», но отнюдь не друг по жизни Карпин - понеслось. Тому по первости в этой профессии, без сомнения, крупно повезло получить такую работу вообще без опыта - и Мостовой, глядя на это, не смог справиться с собой.
А потом Карпин много лет работал 24/7 и превратил первоначальный фарт в реальную профессию. Все же, что делал Мостовой, - жаловался, что его тренировать не зовут. Потому что он по жизни на расслабоне, и рыть землю - просто не его. Это не недостаток, это просто черта личности.
Мне кажется, что оставайся он греться под испанским солнцем, - улыбка и добрая расслабленность в его комментариях оставались бы доминантой. Но он вернулся, остался экспертом - и общая атмосфера сделала его язвительнее и завистливее. А новостники и репортёры на этом цинично играют, понимая, что Мостовой добавит им цитируемости. И никому нет дела, что каждой новой фразой он закапывает себя как футбольный профи еще глубже.
Я по-прежнему симпатизирую тому Мосту - весёлому, расслабленному, позитивному. Для меня Бесков все ещё гладит его по голове, советуя учиться у Фёдора (я бы тоже напомнил о том совете - в первую очередь доброте), а сам Саша все ещё обводит шесть игроков «Металлиста».
Я не хочу видеть и слышать его таким, как сейчас. Но точка невозврата, похоже, уже давно пройдена.
Абаскаль - будь он сто раз иностранец, не имевший о «Спартаке» ещё год назад никакого понятия, но сейчас работающий с огнем цвета его волос - мне теперь в разы интереснее моего подросткового кумира.