Очередное фото из коллекции Веломузея – на нем запечатлена группа велосипедисток из Подмосковья. Фотография сделана в 1940 году, о чем сообщает подпись на обороте. Снимок привлек мое внимание какой-то душевной теплотой и довольно хорошим качеством, что не слишком-то характерно для фото предвоенного периода. Качество фотоматериалов, продававшихся в СССР в те годы, было, прямо сказать – «не ахти», и хорошие снимки этой поры попадаются нечасто. При разглядывании карточки, мне показалось, что две женщины справа – постарше, а слева – совсем молоды. Кем они друг другу приходятся? Матери и дочери? Или просто подруги или соседи по даче? Кто знает… Позирующие не улыбаются, но кажутся вполне счастливыми. Но как представишь, с позиции своего современного знания – какие жизненные испытания их ждут. Война начнется через год; а всем ли из запечатленных камерой неизвестного фотографа доведется дожить до Победы?
Интересно рассмотреть и велосипеды, попавшие в кадр. Примечательно, что три из четырех веломашин – мужские! Вообще, в СССР мужские рамы пользовались гораздо большим спросом, нежели дамские. А вот в небогатых европейских странах, вроде прибалтийских, большей популярностью пользовались как раз модели с низкими рамами – женские. Они считались более универсальными, особенно если велосипед был в семье один.
Слева первый и третий велосипеды изготовлены на Московском велозаводе – легко угадывается характерная эмблема этого предприятия. Модель называлась МД-1 (Мужская Дорожная первая). Такая форма руля была самой распространенной с начала ХХ века и до 1940-х годов. Довольно удобная, кстати…
Машина справа – производства пензенского Завода имени Фрунзе, что угадывается по очертаниям эмблемы на головной трубе и характерным чашкам и гайкам передней вилки.
Здесь можно посмотреть обзор велосипеда, аналогичного представленному на фото:
Небольшое «лирическое отступление»: велосипеды московского и пензенского заводов оснащались задними колесными тормозными втулками английского типа «Иди» (Eadie Coaster). Втулки были довольно надежны, хотя, конечно, уступали по своим эксплуатационным свойствам знаменитым немецким втулкам «Торпедо». Втулки «Иди» требовали грамотной настройки. Именно из-за такой втулки лет 30 назад я по неопытности едва не сложил свою голову. Собрал и настроил велосипед МВЗ, найденный на свалке дачного поселка, и гордый и довольный, решил на нем прокатиться. Сел и поехал по покатой улочке от дома. Перед пересечением со Старым Петровско-Разумовским проездом жму на педали назад в попытке затормозить - а тормозов-то и нет; наоборот, кажется, что велосипед ускоряется. В общем, я чудом проскочил между машинами, как Бастер Китон в каком-то из фильмов (правда, он проскочил перед поездом и на Харлее). А «делов-то на пятак» - просто втулка эта требует правильной сборки и грамотного обслуживания. ;-)
Второй слева - какой-то немецкий велосипед 1910-20-х годов. Он довольно потрепан эксплуатацией и лишен переднего тормоза, от которого осталась только направляющая втулка на вилке.