Найти тему
Галерея ARTist

НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН на картинах Фортунино Матания...

На картине изображен отчаянный бой, где танк подвергся нападению немецкой пехоты. Опубликовано в The Sphere, 16 декабря 1916 года. Нарисовано Фортунино Матания
На картине изображен отчаянный бой, где танк подвергся нападению немецкой пехоты. Опубликовано в The Sphere, 16 декабря 1916 года. Нарисовано Фортунино Матания

Нет ! Художник Фортунино Матания никогда не иллюстрировал роман Эриха Марии Ремарка "На Западном фронте без перемен". Это я решил совместить в своём традиционном МИКСЕ картины определённого живописца и иной, самостоятельный текст художественного произведения, но на одну и определённо заданную тему. Тему ВОЙНЫ, и не важно, в данном случае, какую нумерацию этой войне присвоили... Ведь когда при мне начинают говорить о Первой мировой войне, то я всегда невольно вспоминаю роман Эриха Марии Ремарка. "На Западном фронте без перемен", где повествуется о немецких молодых людях, которые под воздействием патриотической пропаганды идут на войну, не догадываясь о том, что впереди их ждет не слава защитников отечества, а инвалидность и смерть, и каждый день этой войны уносит жизни чьих-то отцов, сыновей, а газеты тем временем продолжали бесстрастно сообщать, что " На Западном фронте без перемен..." И поэтому я решил в данной публикации совместить иллюстрации и картины художника Фортунино Матания, которые он посвятил различным событиям Первой Мировой войны с фрагментами и цитатами из романа Эриха Марии Ремарка. " На Западном фронте без перемен "

Первая мировая война: Лошадь везет раненого человека на санях. Акварель Фортунино Матания, ок. 1918 года
Первая мировая война: Лошадь везет раненого человека на санях. Акварель Фортунино Матания, ок. 1918 года
Он был убит в октябре 1918 года, в один из тех дней, когда на всем фронте было так тихо и спокойно, что военные сводки состояли из одной только фразы: «На Западном фронте без перемен». ( Фрагмент романа Эриха Марии Ремарка " На Западном фронте без перемен " )
Штриховка карандашом на сером фоне "Потрепанный, но непобеждённый..."  Фортунино Матания,
Штриховка карандашом на сером фоне "Потрепанный, но непобеждённый..." Фортунино Матания,
Над нами тяготеет проклятье — культ фактов. Мы различаем вещи, как торгаши, и понимаем необходимость, как мясники. Мы перестали быть беспечными, мы стали ужасающе равнодушными. Допустим, что мы останемся в живых; но будем ли мы жить?
Мы беспомощны, как покинутые дети, и многоопытны, как старики, мы стали черствыми, и жалкими, и поверхностными, — мне кажется, что нам уже не возродиться. ( Фрагмент романа Эриха Марии Ремарка " На Западном фронте без перемен " )
На картине изображен подвиг рядового Флинн . Картина Фортунино Матания,
На картине изображен подвиг рядового Флинн . Картина Фортунино Матания,
Участие Канады в наступлении на Сомме.. Захват канадцами 15 сентября сахарного завода в Курселе. Опубликовано в "Сфере" 11 ноября 1916 года. Нарисовано Фортунино Матания.
Участие Канады в наступлении на Сомме.. Захват канадцами 15 сентября сахарного завода в Курселе. Опубликовано в "Сфере" 11 ноября 1916 года. Нарисовано Фортунино Матания.
Немецкое полевое орудие, захваченное англичанами, Первая мировая война. Картина Фортунино Матания
Немецкое полевое орудие, захваченное англичанами, Первая мировая война. Картина Фортунино Матания
Сражение между русскими и немцами в Восточной Пруссии, Первая мировая война, 1914 год  Фортунино Матания
Сражение между русскими и немцами в Восточной Пруссии, Первая мировая война, 1914 год Фортунино Матания
Шотландский полк в деревне Лоос.  Спасение маленькой французской девочки. Обложка Сферы, 9 октября 1915 года.  © Fortunino Matania / Фортунино Матания
Шотландский полк в деревне Лоос. Спасение маленькой французской девочки. Обложка Сферы, 9 октября 1915 года. © Fortunino Matania / Фортунино Матания
Кропп — философ. Он предлагает, чтобы при объявлении войны устраивалось нечто вроде народного празднества, с музыкой и с входными билетами, как во время боя быков. Затем на арену должны выйти министры и генералы враждующих стран, в трусиках, вооруженные дубинками, и пусть они схватятся друг с другом. Кто останется в живых, объявит свою страну победительницей. Это было бы проще и справедливее, чем то, что делается здесь, где друг с другом воюют совсем не те люди. ( Фрагмент романа Эриха Марии Ремарка " На Западном фронте без перемен " )
На картине изображено как в окопы приходит газовый дьявол. "Густой зеленый туман катился к парапету". Опубликовано на обложке "Сферы" 29 мая 1915 года. © Fortunino Matania / Фортунино Матания
На картине изображено как в окопы приходит газовый дьявол. "Густой зеленый туман катился к парапету". Опубликовано на обложке "Сферы" 29 мая 1915 года. © Fortunino Matania / Фортунино Матания
В горных крепостях Трентино. Итальянские солдаты затаскивают тяжелое артиллерийское орудие  по специально проложенной трассе. Опубликовано в "Сфере" 6 ноября 1915 года. © Fortunino Matania / Фортунино Матания
В горных крепостях Трентино. Итальянские солдаты затаскивают тяжелое артиллерийское орудие по специально проложенной трассе. Опубликовано в "Сфере" 6 ноября 1915 года. © Fortunino Matania / Фортунино Матания
Мы видим людей, которые еще живы, хотя у них нет головы; мы видим солдат, которые бегут, хотя у них срезаны обе ступни; они ковыляют на своих обрубках с торчащими осколками костей до ближайшей воронки; один ефрейтор ползет два километра на руках, волоча за собой перебитые ноги; другой идет на перевязочный пункт, прижимая руками к животу расползающиеся кишки; мы видим людей без губ, без нижней челюсти, без лица; мы подбираем солдата, который в течение двух часов прижимал зубами артерию на своей руке, что бы не истечь кровью; восходит солнце, приходит ночь, снаряды свистят, жизнь кончена. ( Фрагмент романа Эриха Марии Ремарка " На Западном фронте без перемен " )
Работа Королевского армейского артиллерийского медицинского корпуса: Первая помощь в окопа,  санитары  собирают раненых из британской траншеи после очередного  наступления. Опубликовано в The Sphere, 6 марта 1915 года. © Fortunino Matania / Фортунино Матания
Работа Королевского армейского артиллерийского медицинского корпуса: Первая помощь в окопа, санитары собирают раненых из британской траншеи после очередного наступления. Опубликовано в The Sphere, 6 марта 1915 года. © Fortunino Matania / Фортунино Матания
Бессмертная история британской доблести. На картине изображены четыре выживших артиллериста батареи королевской конной артиллерии, которые  заставили прекратить огонь вражеских орудий. Опубликовано в The Sphere 14 ноября 1914 года.  © Fortunino Matania / Фортунино Матания
Бессмертная история британской доблести. На картине изображены четыре выживших артиллериста батареи королевской конной артиллерии, которые заставили прекратить огонь вражеских орудий. Опубликовано в The Sphere 14 ноября 1914 года. © Fortunino Matania / Фортунино Матания
© Fortunino Matania / Фортунино Матания  Битва при Монсе, Часть пограничного сражения 1914 года, в ходе которого британский экспедиционный корпус нанёс наступающей германской армии значительный удар, но был вынужден отступить.
© Fortunino Matania / Фортунино Матания Битва при Монсе, Часть пограничного сражения 1914 года, в ходе которого британский экспедиционный корпус нанёс наступающей германской армии значительный удар, но был вынужден отступить.
© Fortunino Matania / Фортунино Матания Их серии " Первая Мировая война " Атака с применением горчичного газа
© Fortunino Matania / Фортунино Матания Их серии " Первая Мировая война " Атака с применением горчичного газа
© Fortunino Matania / Фортунино Матания Их серии " Первая Мировая война " Пика против штыков
© Fortunino Matania / Фортунино Матания Их серии " Первая Мировая война " Пика против штыков
Тут снова появляется Тьяден. Он все так же взбудоражен и сразу же вновь включается в разговор: теперь его интересует, отчего вообще возникают войны. – Чаще всего от того, что одна страна наносит другой тяжкое оскорбление, – отвечает Альберт довольно самоуверенным тоном. Но Тьяден прикидывается простачком: – Страна? Ничего не понимаю. Ведь не может же гора в Германии оскорбить гору во Франции. Или, скажем, река, или лес, или пшеничное поле. – Ты в самом деле такой олух или только притворяешься? – ворчит Кропп. – Я же не то хотел сказать. Один народ наносит оскорбление другому… – Тогда мне здесь делать нечего, – отвечает Тьяден, – меня никто не оскорблял. – Поди объясни что-нибудь такому дурню, как ты, – раздраженно говорит Альберт, – тут ведь дело не в тебе и не в твоей деревне. – А раз так, значит мне сам бог велел вертаться до дому, – настаивает Тьяден, и все смеются. – Эх ты, Тьяден, народ тут надо понимать как нечто целое, то есть государство! – восклицает Мюллер. – Государство, государство! – хитро сощурившись, Тьяден прищелкивает пальцами. – Полевая жандармерия, полиция, налоги – вот что такое ваше государство. Если ты про это толкуешь, благодарю покорно! ( Фрагмент романа Эриха Марии Ремарка " На Западном фронте без перемен " )
© Fortunino Matania / Фортунино Матания Гравюра на холсте с изображением отражения   атаки прусской гвардии при Ипре британскими солдатами на Западном фронте
© Fortunino Matania / Фортунино Матания Гравюра на холсте с изображением отражения атаки прусской гвардии при Ипре британскими солдатами на Западном фронте
— Странно все-таки, как подумаешь, ведь зачем мы здесь? Чтобы защищать свое отечество. Но ведь французы тоже находятся здесь для того, чтобы защищать свое отечество. Так кто же прав?
— Может быть, и мы и они.
— Ну, допустим, что так, однако наши профессора, и пасторы, и газеты утверждают, что правы только мы (будем надеяться, что так оно и есть), а в то же время их профессора, и пасторы, и газеты утверждают, что правы только они. Так вот, в чем же тут дело? ( Фрагмент романа Эриха Марии Ремарка " На Западном фронте без перемен " )
  © Fortunino Matania / Фортунино Матания The bravest / Самый смелый
© Fortunino Matania / Фортунино Матания The bravest / Самый смелый
© Fortunino Matania / Фортунино Матания Первая мировая война: Военный врач перевязывает рану рядовой ( женщине ) в окопе 1917, 32.8×26 см
© Fortunino Matania / Фортунино Матания Первая мировая война: Военный врач перевязывает рану рядовой ( женщине ) в окопе 1917, 32.8×26 см
© Fortunino Matania / Фортунино Матания “Stretcher bearers under fire” / Носилки под огнем
© Fortunino Matania / Фортунино Матания “Stretcher bearers under fire” / Носилки под огнем
Крики продолжаются. Это не люди, люди не могут так страшно кричать.
Кат говорит:
— Раненые лошади.
Я еще никогда не слыхал, чтобы лошади кричали, и мне что-то не верится. Это стонет сам многострадальный мир, в этих стонах слышатся все муки живой плоти, жгучая, ужасающая боль. Мы побледнели. Детеринг встает во весь рост:
— Изверги, живодеры! Да пристрелите же их!
<...>
... Мы смутно видим темный клубок — группу санитаров с носилками и еще какие-то черные большие движущиеся комья. Это раненые лошади. Но не все. Некоторые носятся еще дальше впереди, валятся на землю и снова мчатся галопом. У одной разорвано брюхо, из него длинным жгутом свисают кишки. Лошадь запутывается в них и падает, но снова встает на ноги. <...> Солдат бежит к лошади и приканчивает ее выстрелом. Медленно, покорно она опускается на землю. Мы отнимаем ладони от ушей. Крик умолк. Лишь один протяжный замирающий вздох еще дрожит в воздухе. Потом он снова подходит к нам. Он говорит взволнованно, его голос звучит почти торжественно:
— Самая величайшая подлость — это гнать на войну животных, вот что я вам скажу! ( Фрагмент романа Эриха Марии Ремарка " На Западном фронте без перемен " )
© Fortunino Matania / Фортунино Матания Goodbye, old man / Прощай, старина...
© Fortunino Matania / Фортунино Матания Goodbye, old man / Прощай, старина...
Наши руки — земля, наши тела — глина, а наши глаза дождливые лужи; мы не знаем, живы ли мы еще. ( Фрагмент романа Эриха Марии Ремарка " На Западном фронте без перемен " )
 © Fortunino Matania / Фортунино Матания Последнее сообщение  Иллюстрация к "Сфере", 26 ноября 1917 года.
© Fortunino Matania / Фортунино Матания Последнее сообщение Иллюстрация к "Сфере", 26 ноября 1917 года.

А здесь я разместил ссылку на более ранню публикацию на моём канале про творчество художника и иллюстратора Фортунино Матания.

На этом я заканчиваю. Всегда ваш, Петр Михайлов. Особо признателен тем, кто оставляет комментарии под прочитанной публикацией, ставит оценки (лайки), и, тем более, что подписывается. А ещё я рекомендую обратить Ваше внимание на два родственных и дружественных мне канала по живописи : ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВА и ART&SHOСK-studio

#культура #искусство #изобразительное искусство #живопись