МВД прокомментировало будущие поправки в ПДД относительно средств индивидуальной мобильности (СИМ). Они вступят в силу с 1 марта 2023 года, ограничив скорость самокатов, моноколес и сигвеев на отметке 25 км/ч. При этом выезжать на проезжую часть можно будет только с 14 лет.
В ведомстве пояснили, что устройства мощнее 250 Вт, а также меньшей мощности, но с максимальной скоростью свыше 50 км/ч, получат категорию L, то есть будут приравниваться к мопедам и мотоциклам. Для их управления понадобятся права категории М и А. Тогда человека на СИМ можно будет как обычного водителя отправить на медицинское освидетельствование, лишить прав за пьяную езду или назначить ему административный арест.
Примечательно, что ПДД трактует мопед как двухколесный транспорт, поэтому любое моноколесо будет считаться СИМ — даже если в нем установлен мотор мощнее 250 Вт.
Приравнять самокат к «настоящему» транспорту так просто не выйдет. Для этого он должен соответствовать условиям техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». То есть кроме мощного мотора у СИМ должны быть поворотники, фара ближнего и дальнего света, фонарь стоп-сигнала, зеркала заднего вида, тормоза. Если чего-то из списка требований нет — самокат останется самокатом. Соответственно, лишить человека водительского удостоверения не получится. Правоприменение в этом случае ограничится несколькими статьями административного кодекса. За нарушение правил дорожного движения пользователям СИМ грозит штраф по ст. 12.29 КоАП на 800 рублей, а за пьяную езду — на 1–1,5 тыс. рублей. За помехи в движении транспортных средств владельца СИМ оштрафуют на 1 тыс. руб. по ч. 1 ст. 12.30 КоАП. Наезд на человека по неосторожности обойдется в 1–1,5 тыс. рублей — это регулирует ч. 2 ст. 12.30 КоАП.
Каким способом сотрудники дорожной полиции будут определять статус самоката остается под вопросом. Мощность СИМ указывается на колесе-двигателе вместе с максимальной скоростью, но владельцы (а часто сами магазины) убирают эту информацию заодно с другими опознавательными знаками модели. В теории такой самокат должны отправить на техническую экспертизу как это бывает с машинами, но пока такого опыта нет.
По данным Научного центра безопасности дорожного движения, за девять месяцев 2022 года в России произошло 838 ДТП с участием СИМ (19 человек погибло, 870 пострадали). Это почти в два раза больше, чем за тот же период годом ранее. Сильнее всего в печальной статистике отметились Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край.