Найти тему
Михаил Драбкин

Пересекая Лену, или там, где так и не построили мост

Огромна Якутия и бесконечно длинны её немногочисленные дороги, а в самом её сердце - ещё и паромная переправа, встающая на месяц два раза в год, во время ледохода и ледостава.

-2

Автодорога "Лена", служащая единственной надёжной круглогодичной связью республики с "материком", подходит к правому, восточному берегу великой реки.

-3
-4

А столичный Якутск, где живёт без малого треть якутян, и все западные улусы, где живёт ещё как минимум столько же - они на левом, западном берегу.

-5

Не одно десятилетие в воздухе носится идея ленского моста в районе Якутска - шутка ли, через одну из величайших рек страны нет ни одного моста ниже верховий!

-6

И на мой профессиональный взгляд транспортника, мост через Лену после завершения строительства автомобильного моста через Амур в Хабаровске в середине 2000-х годов - самый нужный объект такого рода в стране.

-7

Но в 2014 году всё ушло на Крым, а куда сейчас уходит значительная часть бюджета - вы и без меня знаете.

-8

Так что по 20-километровому маршруту - через 4-километровую Лену и немного вниз по течению - по-прежнему курсируют многочисленные паромы, по несколько за раз, везущие пассажиров, легковушки, фуры.

-9

Наверное, даже на Оби между Лабытнанги и Салехардом транспортный поток не так велик - а ведь благодаря лоббистским способностям нефтегазовых регионов вроде как было решено, что там мост нужнее.

Хотя нет, по последним данным, всё же решили первым делом строить мост именно через Лену.

-10

Хотя сложно сказать, сколько это времени займёт - в нынешних-то условиях.

-11

Зимой весь траффик переправы переходит на лёд, а весной и осенью - или суда на воздушной подушке, ну или вертолёт.

-12

А ведь даже простой паром через большую реку в Якутии стоит недёшево: даже для пешехода где-то рублей 150 (насколько я помню), а фуру везти может и 15 штук стоить.

-13

Кроме парома в навигацию есть и более комфортный вариант, так называемые "речные такси" - небольшие катера красного цвета, которые приходят где-то вдвое быстрее, и стоят где-то вдвое дороже.

-14

Зато через мутные стёкла гораздо хуже обзор, а с парома ты увидишь всю ширь и мощь великой реки.

-15

В начале августа в воздухе висела традиционная для Якутии дымка от лесных пожаров (и в 2022 году этих пожаров ещё было относительно немного), и другого берегу реки местами просто не было видно, и даже пара якутских многоэтажек еле виднелась за зарослями поймы: крупнейший на северо-востоке России город непосредственно к Лене не выходит.

-16

Паромы - это основной транспорт на реке в этом месте, но ещё по мутной воде неторопливо плывут баржи и другие грузовые суда, тащащие самые разные грузы на север и просто вдоль ленских берегов, проносятся мимо скоростные пассажирские суда (больше их в России осталось только на Оби), мелькают частные и общественные катера, проплывают теплоходы (в основном круизные, с самыми высокими в стране расценками).

-17
-18
-19

-20

Якутские паромы - и через Лену, и через Алдан - обладают своей неповторимой индивидуальностью.

-21

С одного борта, ближе к корме, у них въезд, с другого борта, ближе к носу - выезд, и трапы, поднятые на 45° во время движения по воде, похожи на короткие и загнутые на концах крылья.

-22

В Нижнем Бестяхе якутские паромы начинают свой путь от песчаных съездов под крутым обрывом, асфальт не доходит до воды буквально несколько десятков метров.

-23

Удивительно, что при таком потоке не было сделано нормальных бетонных причальных стенок - возможно всё дело в подъёме воды во время половодья, который тут может быть и 10 метров.
Впрочем, со стороны Якутска ситуация с причальной инфраструктурой не лучше - там тоже причальные скаты.

Хотя бы для грузовых кораблей причальную стенку сделали.

-24

От якутского паромного терминала до центра Якутска - добрый десяток километров, хотя центральный затон с портом и речным вокзалом находится на несколько километров ближе к Нижнему Бестяху.

-25

То есть если направить паромы практически в центр города - то и паромам будет ближе плыть, и пассажирам удобнее.

-26

Видимо, решили, что в затоне маловато места для такого количества паромов.

-27

От речного вокзала, из центра Якутска в Нижний Бестях ходит теплоход типа "речной трамвай".

-28

Идёт он едва ли быстрее парома, стоит дороже, но зато можно сесть почти в центре города, а не тащиться на ПАЗике по якутским пробкам и неважным дорогам куда-то на северную окраину Якутска.

-29

В попытке как-то уменьшить рассогласованность работы разных видов транспорта в Якутии, ну и чтобы привлечь жителей на местную железную дорогу, была запущена мультимодальная схема по доставке пассажиров на железнодорожный вокзал, который находится в лесу восточнее Нижнего Бестяха.

-30

Вроде как можно купить один билет, в который включена переправа в Бестях и автобус на вокзал, и всё это будет подгадано к прибытию и отправлению единственного поезда, которое происходит один раз в двое суток.

-31