Найти тему
образуйся сам

Сам не понял, как оказался в образовании. Виновато воспитание?

Я - увлеченный занятием
Я - увлеченный занятием

Решил написать на тему: “Какие плюсы и минусы выбора профессии по стопам родителей”. Сделаю это на примере своей педагогической династии. Почему я оказался в системе образования - вопрос интересный. В семье я третий ребенок, рожденный еще в СССР, в селе в ста километрах от областного центра. Отец - мастер дорожного участка, а вот мама - Лилия Евстафьевна, на минуточку, директор “Мостовского дома пионеров и школьников”.

Тот самый дом пионеров и школьников
Тот самый дом пионеров и школьников

В детстве, после школы, я шел к маме на работу и занимался во всех кружках подряд до вечера. Это были: кукольный театр, театральный кружок, танцевальный, выжигание, шахматы. Получается, что рос разносторонним ребенком и знакомился с различными видами деятельности — это однозначно плюс.

Педагогическая карьера мамы началась с получения первой профессии в школе - воспитатель детского сада. После школы она сразу пошла работать, но вдруг приехал обученный специалист (на место мамы) и ей пришлось ехать учиться в город на учителя начальных классов.

Мамин первый выпуск дошколят
Мамин первый выпуск дошколят

После учебы она вернулась, но уже не в детский сад и не в школу, а в сельский “Дом пионеров и школьников” - руководителем кружка. И вот там началась ее карьера от кружковода до директора учреждения.

Мама в роли руководителя кружка
Мама в роли руководителя кружка

Отмечу, что в нашем доме никогда не было разговоров о том, что я должен пойти по стопам родителей, и они не жаловались на свою работу, а наоборот поддерживали друг друга - думаю здесь воспиталось ценностное и уважительное отношение к профессии.

Помню одну очень авантюрную историю: в 90-е годы, мама открыла первый и единственный на то время “секонд хенд” в селе для того, чтобы заработать деньги для учреждения, и дела у нее шли достаточно хорошо. Располагался этот магазин на первом этаже дома пионеров и назывался “Вторые руки”. Думаю, что подобные решения помогли мне в развитии гибких навыков, таких как предприимчивость и креатив.

Иногда в нашем доме обсуждались сложные рабочие конфликты, которые были у родителей на работе. Уверен, что они записывались где-то в подсознание - чтобы потом пригодиться уже в моей деятельности.

Лилия Евстафьевна со своим педагогическим коллективом
Лилия Евстафьевна со своим педагогическим коллективом

Еще одним педагогом в семье была моя тетя - Татьяна Ивановна, учитель физики. Когда я пошел в пятый класс мама мне сказала: “Если увидишь тетю Таню в школе, то обращайся к ней - Татьяна Ивановна”. Эти слова об определенной педагогической этике и уважении я запомнил на всю жизнь. Отношения с тетей в школе у нас были максимально деловые без какого-либо намека на родственные связи, а обучение физике давалось превосходно. В восьмом классе я даже стал районным победителем на олимпиаде, но некоторые считали, что это блат. Вот такой негативный момент профессиональных династий - предвзятое отношение со стороны общества. Сейчас мы с тетей общаемся по профессиональным вопросам, обсуждаем новости мира образования. Именно так развивается профессиональное общение.

Слева две женщины-педагога: мама и тетя
Слева две женщины-педагога: мама и тетя

Сам я заканчивал Курганский государственный университет, квалификация по диплому - физика, но потом пошел в педагогическую аспирантуру. После, меня пригласили в учреждение дополнительного образования на должность заместителя директора по научно-методической работе, а уже спустя пять лет я стал руководителем Дома творчества детей и молодежи. Профессиональная карьера давалась легко, все шло как бы само собой. Вероятно, накопленные знания трансформировались в навыки.

Вот так два педагога в моей жизни мягко и ненавязчиво повлияли на меня и мой выбор.

Нашел две статьи по теме профессиональных династий. Авторы отмечают, что династийность дает определенный бонус в виде возможности приобщения к опыту, который наработали предыдущие поколения (часто говорят о династиях врачей, трудовых или педагогических династиях). Психологи же отмечают, что только при наличии ценностного отношения к своей профессии родителей - может сформироваться интерес к данному направлению у детей. Вместе с этим следует отметить определенное давление в выборе профессии, которое может оказывать старшее поколение. Также продолжатели профессиональных династий отметили - определенный груз ответственности, который они испытывали при продолжении династии, боясь опозорить старшие поколения.

Сегодня у нашей “династии” растет третье поколение - моя племянница Екатерина, она тоже выбрала для себя профессию - учителя истории и уже минувшим летом проходила педагогическую практику в лагере. Старшие наставники отмечают, что у Кати в педагогике все должно получиться. При встрече мы тоже обсуждаем разные педагогические приемы.

Племянница Екатерина на своей первой педагогической практике
Племянница Екатерина на своей первой педагогической практике

А вам хотелось бы продолжать дело ваших родителей? Жду комментариев и подписки на канал.