Найти тему

Йоговская Тратака и отечественные писатели: неужели в СССР было так много продвинутых йогов?

Тратака – это фиксация взгляда на определенной точке, пламени свечи, небесных телах или на другом человеке.

Самая популярная Тратака – это Тратака со свечой.

Тратака со свечой
Тратака со свечой

Описания Тратак много. Ближе к истине те Тратаки, которые учитывают непроизвольные, или микросаккадические движения глаз (надеюсь, я применила адекватный термин).

Тратака – это специальное упражнение Хатха- и Раджа-йоги.

Именно Тратака часто оно привлекает внимание творческих людей, которые всегда хотят внести в обычную жизнь сказку, волшебство и мистику.

Творческие люди – поэты, писатели, художники и композиторы – хотят улучшить нашу жизнь, и часто им это удается.

Литературно-художественное описание Тратаки, особенно Тратаки в виде фронтального взгляда, у отечественных писателей, особенно «шестидесятников», встречается достаточно часто.

И зачастую фронтальный взгляд является последним волшебным средством защиты от внешней агрессии.

«Шестидесятники», или молодые люди, рожденные в СССР в 1930-1940-е годы, имели счастье прожить свою молодость во времена т.н. хрущевской «оттепели», когда «железный занавес», или изоляция нашей страны от стран Запада, слегка приоткрылся.

К такой «оттепельной» молодежи относился и известный российский и советский писатель Василий Аксенов (1932-2009), автор романов «Московская сага», «Остров Крым» м многих других.

Василий Павлович Аксенов (1932-2009 гг.) – источник: timeout.ru
Василий Павлович Аксенов (1932-2009 гг.) – источник: timeout.ru

В середине ХХ века в нашей стране вскоре после правления И.В. Сталина случилась так называемая «хрущевская оттепель». Культ личности Сталина был осужден. СССР открыл для себя мир, его внешняя и внутренняя политика изменились с учетом общечеловеческих ценностей.

Н.С. Хрущев руководил СССР в период 1953-1964 гг.

Никита Сергеевич Хрущёв (1894-1971 гг.) – источник: culture.ru
Никита Сергеевич Хрущёв (1894-1971 гг.) – источник: culture.ru

В Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г. приехала прогрессивная молодежь со всего мира.

Социокультурное пространство СССР заметно оживилось.

Йога вошла в официальное медийное пространство СССР именно в этот период, в конце 1950-х, во время политической дружбы нашей страны с Индией.

В 1955 году первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру и его дочь, впоследствии также премьер-министр Индии Индира Ганди посетили СССР, в том числе Москву, Ленинград и Крым.

В Крыму они встречались с пионерами в Артеке, катались на яхте вдоль Южного берега Крыма и прекрасно отдохнули.

Н.С. Хрущев также посетил Индию в том же 1955 году, а затем в 1960 году.

Плакат времен СССР «Хинди руси бхай, бхай» - «Индийцы и русские – братья»
Плакат времен СССР «Хинди руси бхай, бхай» - «Индийцы и русские – братья»

Научно-техническое сотрудничество СССР и независимой Индии развивалось невиданными темпами.

Из СССР в Индию поехали инженеры и другие специалисты, в том числе первые советские индологи.

Обратно индологи привезли написанные ими книги.

Братья по соцлагерю не отставали и тоже увлеклись индологией в независимой Индии.

Во время хрущевской "оттепели" было выпущено немало интересных переводных изданий

А за время недолгой дружбы с США (апофеоз пришелся на 1959 год) скорее всего произошло неофициальное проникновение информации об американских хиппи, которые занимались йогой и медитацией в той же Индии.

В середине 1960-х у трендсеттеров западной молодежи – группы «The Beatles» появился свой учитель-гуру.

The Beatles «Abbey Road» – источник: beatlestourslondon.com
The Beatles «Abbey Road» – источник: beatlestourslondon.com

Это был Махариши Махеш Йоги, специалист по трансцендентальной медитации. В его ашраме битлы набирались мудрости в 1968 году. Они всерьез увлеклись восточными духовными практиками. К сожалению, до этого они уже попробовали ЛСД (сильный наркотик, его употребление опасно для жизни). По причине ли употребления наркотиков, или просто по причине того, что восточная духовность им не подошла, но продвинутыми йогами музыканты не стали. А в популяризации йоги поучаствовали.

В СССР под влиянием всех этих международных событий «шестидесятники», продвинутые молодые люди, такие как писатель Василий Аксенов, видимо, какое-то время интересовались йогой как модным трендом середины столетия.

Они тоже не стали йогами, по крайней мере большинство из них.

Больше йоги их зачастую интересовал алкоголь. Но следы интереса к йоге мы наблюдаем в их творчестве.

Вот что мы встречаем в культовом романе Василия Аксенова «Остров Крым» (1979).

В самом начале главный герой, издатель-журналист-международник из придуманной Василием Аксеновым Республики Крым, пытается медитировать утром в пентхаусе на вершине небоскреба.

«Лучников лежал на ковре в йоговской позе абсолютного покоя, пытаясь вообразить себя перышком, облачком, чтобы затем и вообще как бы отлететь от своего восьмидесятикилограммового тела, но ничего не получалось …».

Сын Лучникова Антон практически списан с группы Битлз. Он проводит сорок дней в индийском ашраме, путешествуя по миру, играет на саксофоне и так далее.

Мы встречаем упоминания о ленивой йоге Андрея Лучникова утром в Париже перед началом рабочего дня – в СССР в конце 1970-х в реальной жизни вряд ли такую йогу можно было наблюдать в практике повседневной жизни советских журналистов или писателей.

Чудесный персонаж, которого автор незаметно ввел в середине романа «Остров Крым» – это человек мира, хиппи-пацифист Бен-Иван. Он появлялся и исчезал незаметно, намекая на некий опыт эзотерического характера. В солдатской рубашке, расшитой лилиями по моде советских хиппи, заросший бородой небольшого роста молодой человек пересекал свободно границы между странами, путая показания радаров и делая другие необыкновенные вещи.

Как упоминается в романе, Бен-Иван родился в 1952 году, в разгар кампании против «безродных космополитов», и его родители вписали ему в метрику английское имя вопреки всему. И тем самым определили его судьбу.

Ищущий свободы беглец, как он сам себя называл, Бенджамин Иванов, именно этот таинственный Бен-Иван и спас для дальнейшей жизни сына и внука главного героя. Их род не прервался, несмотря на все старания главного героя исполнить роль жертвы.

Сейчас бы психологи вылечили главного героя романа «Остров Крым», объяснили бы Андрею Лучникову про «треугольник Карпмана», попав в который он становился и жертвой, и палачом, и спасателем – но тогда и романа бы не было.

А мы вернемся к описанию Василием Аксеновым успешной йоговской практики – применению фронтального взгляда (разновидности Тратаки) в реальных полевых условиях для воздействия на волю других людей.

«Катер шел споро, временами слегка бухал днищем по небольшой волне, что накатывала сейчас с юга. Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. Неужто конец, подумал Антон, сжимая плечи Памелы, неужто в один день конец нам всем, конец Лучниковым? Жена его тряслась и плакала. Заира закричала, поднимая ладони к вертолету: – Ребята, не трогайте нас! Христа ради, пожалейте нас! – Внимание, ложусь крестом, – деловито сказал Бен-Иван, отполз на корму, лег на спину и распростер руки, образовав фигуру креста и устремив на кабину вертолета мощный "отводящий" взгляд. От напряжения у него дергались нога и голова. Невозмутимым оставался один лишь младенец Арсений».

Методика применения фронтального взгляда сработала.

Все остались живы.

«Два могучих советских человека» из боевого вертолета выпустили ракету по ложной цели, пожалев отличных ребят и девчонок с новорожденным младенцем, которые без оружия оборонялись от них крестом на утлом суденышке посреди Черного моря.

Ребята – два молодых музыканта, певица и молодая мать с младенцем спаслись и уплыли в Турцию. (Напоминаю, роман «Остров Крым» – целиком художественный вымысел, фантастический роман, не документалка, написан в 1979 году).

Василий Аксенов, написавший много книг и обладавший громадным жизненным опытом, не зря создал образ владеющего эзотерическими йоговскими практиками молодого человека, который единственный из всех нашел выход из всеобщего хаоса и падения в бездну.

Интересно, во всех исторически сложных ситуациях люди уповают на чудо?

Почему они сами не начинают заниматься духовными практиками еще до возникновения кризисных ситуаций?

В романе Василия Аксенова, вышедшем 40 лет назад, описана та мешанина философско-религиозных взглядов и эзотерических практик, которая наблюдается у нас в первой четверти XXI века.

Главные герои романа «Остров Крым» крестятся на купола церкви, мечтают о неспешной беседе со своим духовником, пытаются заниматься йогой и медитировать, при этом употребляют алкоголь и наркотики, пристают к несчастным женщинам с детьми-инвалидами в средней полосе России на предмет, не ясновидящие ли те и т.д. Служат причиной гибели влюбленных в них женщин.

У Андрея Лучникова, главного героя «Острова Крым», который вроде бы хочет сделать мир лучше, судя по сюжету романа первая брошенная им жена, мать его сына, умирает от тяжелой болезни.

Еще две его подруги погибают, их еще и хоронят вместе. Одна сгорела заживо. Другая, видимо, стала жертвой спецслужб.

Добавить сюда сына-наркомана, конфликты с которым не прекращаются ни на секунду – словом, полный коллапс в сфере духовности. И так у всех практически героев романа!

Гуна Раджас, гуна созидания и разрушения, гуна страсти и действия, но без особого смысла, владеет ими в большей степени, чем другие гуны.

Алкоголь и наркотики, курение и поедание мяса тянут их вниз, в объятия гуны Тамас. Это гуна недеяния, невежества, инертности и тьмы.

Саттвических персонажей, с явным доминированием гуны Саттва, гуны света, добра и чистоты, в романе не так много.

Жизнь саттвических людей редко служит сюжетом для романа, внешний ее рисунок не так интересен.

Они не участвуют в опасных для жизни автогонках, не устраивают пьяных драк, не занимаются политикой, а участвовать в ночной жизни Парижа их тоже не приглашают.

Но в трудной и безнадежной ситуации на помощь приходят именно люди с доминированием гуны Саттва.

И всем нам высшие силы пришлют на помощь заросшего бородой молодого человека в солдатской рубашке, расшитой лилиями. Эзотерического человека Бен-Ивана.

И в то время, когда день переходит в ночь и стирается граница мирами, можно будет уплыть вместе с ним в другую жизнь, в другие измерения, не заметив, как это получилось.

Иногда кажется, что «Остров Крым» как раз об этом, о поиске настоящей духовности.

Может быть, всем нам попробовать не пытаться изменить окружающий мир, а самим измениться и стать лучше?

Или начать заниматься классической йогой, Ямой и Ниямой, асанами, Пранаямой, освоить Тратаку и самим выступать в роли героя, чей взгляд и мысленный настрой спасают жизни людей?

Может быть, писатель Василий Аксенов хотел своим романом сказать именно это?

Пишите комментарии, что вы об этом думаете! Подписывайтесь и ставьте лайки, чтоб не пропустить новые статьи!

Подписывайтесь также на другие мои каналы:

Дзен канал «Татьяна Львова Физкультурное образование»

Телеграм канал «Татьяна Львова Физкультурное образование»

Телеграм канал «Популярная эзотерика»