Найти тему

Топ-5 общих рекомендаций для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Особенные дети! Только так педагоги называют своих воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Эти ребята требуют чуть больше внимания и несколько иных методик обучения и воспитания, чем ровесники. Что сегодня актуально в системе образования учащихся с ОВЗ, Центр знаний «Машук» узнал у директора ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», доктора педагогических наук, профессора РАО Татьяны Соловьевой.

Татьяна Соловьева, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»
Татьяна Соловьева, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»

Первым делом эксперт обратила внимание на то, что за последние годы в разы увеличилось количество детей дошкольного и младшего школьного возраста со смешанными видами заболеваний. Поэтому сейчас больше актуальны комбинированные подходы к обучению таких учеников. Вот какие 5 рекомендаций назвала наша гостья. Они будет полезны как педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ, так и родителям.

1. Быть понятным ребенку

У всех детей вне зависимости от категории ограничения есть особенности коммуникации. Следовательно, общаться и взаимодействовать с ними нужно просто и понятно. Стараться произносить те фразы, которые часто в речи использует сам ребенок. И лучше делать это не отвлеченно, а сопровождать сказанное действиями, жестами, с помощью игрушек или дополнительных пособий.

2. Обращать внимание на активность ребенка

Если он активен – хорошо. Это значит, что ребенок заинтересован и у него включается встречная реакция. Часто одних только слов ему не достаточно, чтобы разобраться в происходящем, поэтому он переключается, наблюдает, что делают другие дети. Если такая активность не мешает другим детям, – это нормально, не надо ее «глушить». Если ребенок будет все время сидеть ровно и спокойно, значит, вы не будете получать от него обратную связь. А значит, вы не сможете подстраивать свои действия под уровень понимания ребенка.

Активность ребенка с ОВЗ на уроке говорит о том, что он заинтересован в происходящем и дает ответную реакцию
Активность ребенка с ОВЗ на уроке говорит о том, что он заинтересован в происходящем и дает ответную реакцию

3. Организовать общение детей с ОВЗ с другими сверстниками

Особенным детям всегда сложнее общаться со сверстниками, чем со взрослыми. Это связано с тем, что бОльший период жизни ребенок проводит с учителем-дефектологом, логопедом, психологом. Дома с ним занимаются родители, бабушки и дедушки. И эта среда взрослых наиболее им освоена и понятна. А речь современных сверстников не совершенна – не понятно, что они говорят. Ему сложнее догадаться, что они имели в виду. И поэтому в кругу ровесников он ощущает себя младше. Ему сложнее следить за их интересами, понимать, в какие игры они играют, какие мультфильмы смотрят. В этом случае он может начать их избегать. Организовать совместную деятельность детей с ОВЗ с другими сверстниками нужно, так чтобы ребенок чувствовал и ваше присутствие, что вы рядом. Для этого нужно говорить: «Давай вместе с тобой играть, общаться». Нужно помочь включиться в общую игру.

4. Давать родителям полную информацию об успехах их ребенка

Следует сразу выстроить правильные отношения с родителями. Они должны быть основаны на своевременном доступном и полном информировании о ходе и результатах обучения и воспитания их ребенка. Конечно, в первую очередь, вы называете плюсы. Например, научился соблюдать правила, помог кому-то. Все это очень важно. А потом переходите к трудностям. И будет лучше, если вы честно скажете о том, что они ваши профессиональные. У ребенка нет трудностей. Они есть у вас как у педагога, чтобы ребенка научить. Честно: «У меня возникла проблема в обучении тому-то, помогите мне, пожалуйста. Как вы думаете, если мы поступим вот так вместе?» Такой разговор очень нужен и важен для родителей. То, что у ребенка есть трудности, это и так всем понятно. Он ребенок с ограниченными возможностями.

Необходимо давать родителям ребенка с ОВЗ полную информацию о результатах обучения. Следует говорить как об успехах, так и трудностях.
Необходимо давать родителям ребенка с ОВЗ полную информацию о результатах обучения. Следует говорить как об успехах, так и трудностях.

5. Опираться в работе на сильные стороны ребенка

Всегда смотрите на сильные стороны личности особого ребенка. На них вы можете опираться в своей работе. Не может быть, чтобы он был ничему не научен, ничего не мог делать сам. Возможно, то, что вы считаете естественным в этом возрасте (например, навыки самообслуживания, разговорной речи), для ребенка с ОВЗ это тяжелый труд. Помните, что в эту точку развития он пришел, делая больше, чем обычный ребенок. Давайте вспомним «Алису в Зазеркалье». Она спрашивает у шахматной королевы: «Почему вы идете вперед, а я все время движусь назад?» Та ей отвечает: «Алиса, для того, чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать». Так вот обычным детям достаточно идти или стоять, а особенному ребенку надо очень быстро бежать, чтобы стоять там же, где стоят его ровесники. Помните об этом, найдите сильные стороны, оцените их по достоинству и к ним обращайте свои действия.