Особенные дети! Только так педагоги называют своих воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Эти ребята требуют чуть больше внимания и несколько иных методик обучения и воспитания, чем ровесники. Что сегодня актуально в системе образования учащихся с ОВЗ, Центр знаний «Машук» узнал у директора ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», доктора педагогических наук, профессора РАО Татьяны Соловьевой.
Первым делом эксперт обратила внимание на то, что за последние годы в разы увеличилось количество детей дошкольного и младшего школьного возраста со смешанными видами заболеваний. Поэтому сейчас больше актуальны комбинированные подходы к обучению таких учеников. Вот какие 5 рекомендаций назвала наша гостья. Они будет полезны как педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ, так и родителям.
1. Быть понятным ребенку
У всех детей вне зависимости от категории ограничения есть особенности коммуникации. Следовательно, общаться и взаимодействовать с ними нужно просто и понятно. Стараться произносить те фразы, которые часто в речи использует сам ребенок. И лучше делать это не отвлеченно, а сопровождать сказанное действиями, жестами, с помощью игрушек или дополнительных пособий.
2. Обращать внимание на активность ребенка
Если он активен – хорошо. Это значит, что ребенок заинтересован и у него включается встречная реакция. Часто одних только слов ему не достаточно, чтобы разобраться в происходящем, поэтому он переключается, наблюдает, что делают другие дети. Если такая активность не мешает другим детям, – это нормально, не надо ее «глушить». Если ребенок будет все время сидеть ровно и спокойно, значит, вы не будете получать от него обратную связь. А значит, вы не сможете подстраивать свои действия под уровень понимания ребенка.
3. Организовать общение детей с ОВЗ с другими сверстниками
Особенным детям всегда сложнее общаться со сверстниками, чем со взрослыми. Это связано с тем, что бОльший период жизни ребенок проводит с учителем-дефектологом, логопедом, психологом. Дома с ним занимаются родители, бабушки и дедушки. И эта среда взрослых наиболее им освоена и понятна. А речь современных сверстников не совершенна – не понятно, что они говорят. Ему сложнее догадаться, что они имели в виду. И поэтому в кругу ровесников он ощущает себя младше. Ему сложнее следить за их интересами, понимать, в какие игры они играют, какие мультфильмы смотрят. В этом случае он может начать их избегать. Организовать совместную деятельность детей с ОВЗ с другими сверстниками нужно, так чтобы ребенок чувствовал и ваше присутствие, что вы рядом. Для этого нужно говорить: «Давай вместе с тобой играть, общаться». Нужно помочь включиться в общую игру.
4. Давать родителям полную информацию об успехах их ребенка
Следует сразу выстроить правильные отношения с родителями. Они должны быть основаны на своевременном доступном и полном информировании о ходе и результатах обучения и воспитания их ребенка. Конечно, в первую очередь, вы называете плюсы. Например, научился соблюдать правила, помог кому-то. Все это очень важно. А потом переходите к трудностям. И будет лучше, если вы честно скажете о том, что они ваши профессиональные. У ребенка нет трудностей. Они есть у вас как у педагога, чтобы ребенка научить. Честно: «У меня возникла проблема в обучении тому-то, помогите мне, пожалуйста. Как вы думаете, если мы поступим вот так вместе?» Такой разговор очень нужен и важен для родителей. То, что у ребенка есть трудности, это и так всем понятно. Он ребенок с ограниченными возможностями.
5. Опираться в работе на сильные стороны ребенка
Всегда смотрите на сильные стороны личности особого ребенка. На них вы можете опираться в своей работе. Не может быть, чтобы он был ничему не научен, ничего не мог делать сам. Возможно, то, что вы считаете естественным в этом возрасте (например, навыки самообслуживания, разговорной речи), для ребенка с ОВЗ это тяжелый труд. Помните, что в эту точку развития он пришел, делая больше, чем обычный ребенок. Давайте вспомним «Алису в Зазеркалье». Она спрашивает у шахматной королевы: «Почему вы идете вперед, а я все время движусь назад?» Та ей отвечает: «Алиса, для того, чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать». Так вот обычным детям достаточно идти или стоять, а особенному ребенку надо очень быстро бежать, чтобы стоять там же, где стоят его ровесники. Помните об этом, найдите сильные стороны, оцените их по достоинству и к ним обращайте свои действия.